Педагогическая деятельность Михаила Семеновича началась в 1986 году после окончания Хабаровского государственного педагогического института, когда он был назначен учителем начальной военной подготовки и физической культуры в Легейской средней школе Усть-Алданского улуса.
История становления его как руководителя начинается с назначения в 1994 году молодого, инициативного учителя директором Кедандинской неполной средней школы Вилюйского улуса. Спустя год Михаил Семенович возглавит педагогический коллектив Вилюйской школы №1 первой ступени г. Вилюйска. В 1999 году под его руководством творческий коллектив учителей школы (зам. директора по УР Е.П.Павлова, зам. директора по НМР Н.А.Попова) защитит экспериментальную программу «Здоровье» по теме: «Создание условий для физического и психосоматического развития детей младшего школьного возраста» в республиканском конкурсе инновационных проектов. И школа станет лауреатом среди начальных щкол и победителем районного профессионального конкурса «Серебряный звонок». В 2000 году за достигнутые успехи в реализации общеобразовательных программ он награжден знаком «Отличник образования PC(Я)».
Положительное oтношеиие к науке, к знаниям, образованию, особенно к книге, является решающим стимулом, побуждающим человека к упорной старательной учебе и самосовершенствованию. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Мудрость власти педагога — это, прежде всего, способность все понять. Властвование над людьми — одно из труднейших испытаний для педагога, один из показателей педагогической культуры». Понимая это, в 2000 году Михаил Семенович прошел профессиональную переподготовку по специальности «Управленец образования». В 2006 году закончил обучение в Дальневосточной академии государственной службы на факультете государственного и муниципального управления.
2000 год — это новая веха в педагогической деятельности Михаила Семеновича. Он назначен директором Вилюйского педагогического училища им. Н.Г. Чернышевского — старейшей кузницы педагогических кадров республики. Чтобы понять, насколько это назначение было ответственным для него, достаточно назвать несколько имен и фамилий известных людей, которые работали директорами училища в разные годы. Среди них И.Я. Тукайнов — нарком просвещения ЯАССР, директор училища (1942-1945 гг.), С.С. Гурьев — известный в республике педагог-управленец, первый директор Якутского республиканского института усовершенствования учителей, заслуженный учитель ЯАССР, директор училища (1950-1958 гг.), М.С. Иванов — известный специалист по топонимике, сотрудник ИГИ РС(Я), заслуженный учитель ЯАССР, директор училища (1958- 1974 гг.), СТ. Тюляхов, преподаватель истории, заведующий Булунского районо, отличник образования РС(Я), директор училища (1974-1985 гг.), Куличкин Н.П.- учитель географии, заслуженный работник образования РС(Я), директор училища (1985-1999 г). Но он смело взял на себя эту ответственность и вот уже более 10 лет успешно работает директором данного образовательного учреждения. В этой связи хочется привести слова Н.Г.Чернышевского, чье имя носит колледж: «Мужчина, не одухотворенный гражданскими интересами, только существо мужского пола, которое бреет усы и бороду. Есть три вещи, которые необходимо утверждать в юношах — долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины».
В.А. Сухомлинский считал, что гражданское начинает входить в духовную жизнь человека тогда, когда он, воспитывая других, воспитывает и себя. Это образно говоря, означает, что каждый человек, как только начал гореть сам, должен зажигать и других. Но если он не зажжет других, он и сам погаснет. Такова логика жизни в коллективе. Михаил Семенович смог зажечь педагогический коллектив колледжа. Следуя Гете, который говорил «Истина только тогда истина, если она для людей», он уделял большое внимание созданию команды единомышленников, истинно преданных делу развития колледжа.
Под руководством М.С.Томского ведется большая целенаправленная работа по улучшению материально-технической базы колледжа: введен новый учебный корпус на 7844 кв.м., оснащенный компьютерной техникой, мультимедийными средствами (2002 г.), создаются условия для внедрения НИТ в образовательный процесс и реализации профессиональных, творческих способностей преподавателей и студентов. Завершено строительство второй очереди (студенческое общежитие на 200 мест и столовая на 100 посадочных мест) (2009 г.).
К позитивным изменениям, произошедшим в колледже за 10 лет, можно отнести: получение статуса республиканской экспериментальной площадки по реализации проекта «Подготовка педагогических кадров с дополнительной подготовкой в области педагогики дополнительного образования через создание творческих студий (2000 г.), открытие отделений физической культуры (2000 г.), математики и информатики (2002 г.), педагогики дополнительного образования (2003г.), открытие 9 новых специальностей педагогического профиля, учреждение специального знака «Ветеран Вилюйского педагогического училища им. Н.Г. Чернышевского»; профессионального приза «Лучшие имена года колледжа» по 10 номинациям.
Созданы условия для научно-исследовательской работы преподавателей и студентов: защитили кандидатские диссертации и получили звание к.п.н. 5 преподавателей. На базе колледжа работает «Центр здоровья», в котором уделяется первостепенное внимание здоровому образу жизни, введена ежедневная зарядка, открыт профилакторий, фитобар, йодирование. Работает «Школа здоровья» по направлениям: стоматология, акушерство и гинекология, кардиология и эндокринология. Оказывается медицинская помощь и курс лечения студентам, работникам и ветеранам колледжа.
Регулярно осуществляется благоустройство территории колледжа, проведена реконструкция музея истории колледжа, осуществлен перевод «близлежащих домов работников колледжа на газовое отопление. Организуются выезды преподавателей и работников колледжа с целью лечения и отдыха: в Китай (2004,2007,2010 г.), Францию (2005 г.), Болгарию (2010 г.), Италию (2006, 2011 г.), детей работников — в Якутск (2000 г.), Анапу (2003 г.), Сочи (2006 г.). :
Спортивно-массовая работа занимает одно из ведущих мест в системе воспитательной работы колледжа. Студенты участвуют в среднем в 50 соревнованиях разного уровня за учебный год, где постоянно занимают призовые места. Большое внимание уделяется развитию студенческих отрядов. Так студенческие отряды «Хоhуун» и «Диантус» — неоднократные победители республиканского слета студенческих отрядов педагогических колледжей МО РС(Я). В 2000 году на базе колледжа работал лагерь для студентов Ассоциации НПО и СПО. Вилюйской группы районов.
Наверное, таких достижений могло бы и не быть, если бы не коллектив единомышленников. Сент-Экзюпери однажды сказал: «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». В этих словах — великая мудрость воспитания человека. Каким станет человек, зависит от того, каков он в общении с другими людьми, какие мысли вызывают у него это общение, и к чему это направляет его волю. Михаил Семенович, общаясь с людьми, всегда старается прислушиваться к мнению других людей, чтобы затем принимать ответственное решение. Есть у Есенина удивительно верные строки: «Лицом к лицу лица не увидать — большое видится на расстоянье», но при всей правоте этих строк, хотелось бы, чтобы возможность человеческого общения была всегда.
К. Маркс в свое время писал: «У входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда: здесь страх не должен подавать совета». Сущность высказывания заключается в том, что человек должен быть тверд в своих суждениях, убеждениях, следовать принципам и идти вперед. Михаил Семенович не боится трудностей, готов их преодолевать ради развития колледжа. Решая, те или иные проблемы перспектив развития колледжа, требующих своевременности их решения, он всегда пытается найти оптимальный путь или способ достижения поставленной цели. Креативность, требовательность, принципиальность и мобильность — это те качества, которые всегда помогают ему в этом.
Михаил Семенович Томский представитель второго поколения династии Томских, общий педагогический стаж которой составляет более 300 лет. В данной династии 26 педагогов. Основатель династии — Томский Семен Семенович — отец Михаила Семеновича, выпускник Вилюйского педагогического училища1942 г., ветеран Великой Отечественной войны, отличник просвещения РФ, посвятивший 37 лет своей жизни воспитанию подрастающего поколения. Семен Семенович, работая учителем в родной Чочунской школе, организовал школьный музей, который был известен не только в республике, но и за его пределами. Михаил Семенович также провел реконструкцию музея истории колледжа и стал инициатором и учредителем книги об истории колледжа «Кузница педагогических кадров», тем самым продолжил дело отца, который собственным примером привил это увлечение сыну. Когда человек оставляет о себе добрую память в сердцах нескольких поколений — он становится не только настоящим гражданином, но и настоящим воспитателем.
В настоящее время Михаил Семенович является соискателем на ученую степень кандидата педагогических наук. Имеет 10 публикаций.
Семья Михаила Семеновича- это крепкий и надежный тыл. Михаил Семенович и Вера Петровна — счастливые родители, достойно воспитавшие троих детей, а в настоящее время еще и заботливые дедушка и бабушка двоих внуков.
Уважаемый Михаил Семенович, мы желаем Вам больших педагогических успехов, семейного счастья и благополучия, творческого долголетия, здоровья и надеемся, что и дальше колледж будет развиваться.
Татьяна Волчок, зам. Директора ВПК по УР, к.п.н.
Один комментарий к “Томский Михаил Семенович”
Обсуждение закрыто.
Здравствуйте Михайл Семенович,пишет вам Тохсабаев Ертай с города Алматы,с республики Казахстан,недавно я нашел местную старую газету 1967года от 17 декабря где ваш директор в то время Иванов Михайл Спиридонович написал статью что ищеет Нуспекова Ошакбая друга вашего земляка Героя Советского Союза Миронова Алексея Афанасьевича,письма ,фото для вашего музея в училище.Хотел бы знать есть ли у вас музей,сохранились ли фотографии и письмы,Мне это очень важно ,я являюсь внуком Нуспекова Ошакбая,отец сохранил эту газету.Если можно с вами как то связатся дайте знать ,примного вам буду блогадарен,напишите мне что нибудь с нетерпеним жду,мой дед пропал без вести во время войны и никаких фотаграфии не сохранились.Спасибо вам,жду от вас ответа