8-9 ноября этого года в г. Волгограде проходил 2-й Всероссийский форум педагогических колледжей. Всего в форуме участвовали представители 65 педагогических колледжей со всей России,   участие приняло около 200 представителей. Республику Саха (Якутия) представили:

  1. Иванов Семен Викторович, руководитель делегации, директор Вилюйского педагогического колледжа.
  2. Мурукучаева Надежда Павловна – директор Намского педагогического колледжа.
  3. Николаева Изольда Ивановна – заместитель директора Якутского педагогического колледжа по НМР.
  4. Борисова Зоя Николаевна – методист НМО Вилюйского педагогического колледжа.

В России в 65 регионах функционирует более 200 педагогических колледжей. По системе СПО всего  обучается 39 тыс. будущих педагогов, в ВПО – более 17 тысяч.

Двухдневная работа форума была очень содержательной и насыщенной. Форум проходил на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета, круглые столы прошли на базе педагогических колледжей города.

На открытии форума выступили А.М.Коротков – председатель Комитета образования и науки Волгоградской области, В.Е.Давыдова – начальник отдела Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России, Л.Е.Вакорина – начальник отдела образования обучающихся с ОВЗ  Департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России.

Выступление докладчиков касалось дальнейшего развития системы СПО. Было отмечено, что более 80% педагогов России представляют выпускники педагогических колледжей. Опыт и вклад педагогических колледжей в повышении качества российского образования неоценимы, следовательно, в новых социально-экономических условиях педагогическое СПО должно найти достойное и продуманное место в общей системе подготовки высококомпетентных педагогов.

Выступающие подчеркнули ключевое направление сегодняшнего дня – поиск места педагогического СПО в системе: школа — СПО-ВУЗ.

В этой связи обновление системы общего образования предполагает проект внедрения новых механизмов профессионального стандарта учителя:

— ведущий учитель;

— старший учитель;

— учитель.

Соответственно, профессиональная категория остается:

— соответствие занимаемой должности;

— первая категория;

— высшая категория.

В числе приоритетных компетенций будут:

— овладение предметом преподавания;

— овладение методикой преподавания предмета;

— овладение психофизиологией обучаемых.

Состоялись дискуссионные круглые столы по таким темам, как:

  1. Сетевое взаимодействие педагогических колледжей со школами, вузами, организациями социальной среды (участвовал Иванов С.В.)
  2. Оценка качества подготовки выпускников педагогических колледжей (Мурукучаева Н.П.)
  3. Обновление содержания профессиональной педагогической подготовки (Николаева И.И.)
  4. Подготовка студентов педагогических специальностей к обучению детей с особыми образовательными потребностями (Борисова З.Н.).
  5. Система воспитательной работы в педагогическом колледже (все представители).

Работа круглых столов прошла в активной дискуссионной форме обмена опытом между учеными и колледжами. В рамках 4-го круглого стола модераторы Малофеев Н.Н. – д.п.н., вице-президент РАО, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», Левченко И.Ю. —  д.п.н., зав. лабораторией инклюзивного образования ГАОУ  ВО «Московский городской педагогический университет» убедительно озвучили насущные проблемы современного состояния нарушения психофизиологии детей. Было отмечено, что:

—  инклюзивное и коррекционное образование надо начинать как можно раньше (в возрасте от рождения до 3-х лет), иначе становится поздно;

— другая проблема: остро не хватает педагогов-дефектологов, подготовленных к работе с детьми раннего возраста.

— авторы почеркнули, что в России создается система эффективного коррекционно-развивающего образования, что есть практические возможности адаптации детей с ОВЗ к нормальной полноценной жизни в обществе.

Следовательно, необходимо повышать квалификацию педагогов по инклюзивному образованию, сохранить лучший опыт специальных образовательных организаций. Предложили включить в программу колледжей такие дисциплины, как:

  1. Специальные подходы к обучению детей с ОВЗ
  2. Психолого-педагогические инклюзивные технологии
  3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
  4. Коррекционная педагогика
  5. Специальная психология

Для этого предложено использовать технологию дистанционного обучения. С опытом работы выступили представители Оренбургского, Красноярского, Смоленского педколледжей, реализующие такие программы как:

— открытие на базе колледжа инклюзивных классов;

— внедрение и реализация дополнительных ПМ в учебном плане (инклюзивное образование);

— абилитация слепых детей посредством художественно-эстетического творчества и др.

    Первый день форума закончился возложением живых цветов на Мамаевом кургане. Была проведена торжественная церемония этого торжества с участием построения парада учащихся военных и морских школ, посещения мемориального комплекса участниками форума.

       На второй день продолжилась работа круглых столов. После обеда состоялось пленарное заседание форума. С докладом выступили:

  1. Огородова Л.М. – зам. министра образования и науки России.
  2. Вербицкая Л.А. – президент РАО.
  3. Мирзоева З.А – вице-губернатор Волгоградской области и др.

В частности, Л.М.Огородова остановилась на следующие проблемы:

— выход российского педагогического образования на международный стандарт;

— совершенствование непрерывной подготовки педагогических кадров;

— разработка новой концепции ФГОС СПО (на форуме был предложен проект концепции для ознакомления и внесения предложений).

  Замминистра озвучила, что ФГОС СПО-4 находится на завершающем этапе. С его внедрением изменится вся система подготовки кадров в педагогическом СПО.

2-й Всероссийский форум в резолюции рекомендует:

  1. Доработать и принять концепцию развития системы СПО на период до 2020 года.
  2. Развивать сетевую форму взаимодействия СПО со школами и ВПО.
  3. Федеральному УМО СПО «Образование и педагогические науки» совместно с РАО разработать экспертизу Примерных программ по всем специальностям.
  4. Разработать методическое обеспечение образовательного процесса. Для этого преподавателям СПО активно представить разработанные учебно-методические пособия и учебники на экспертизу в ФУМО СПО.
  5. Продумать и доработать классификатор специальностей СПО и добиться расширения специальностей, в том числе в ФГОС СПО вернуть такие специальности, как:

— «Иностранный язык», квалификация – учитель иностранного языка в дошкольном, начальном, и общем образовании.

— «Информатика», квалификация – учитель информатики в начальной и основной школе.

— «Русский (родной) язык и литература», квалификация – учитель русского (родного) языка и литературы в основной школе.

— «Тьюторство», квлификация – тьютор в общеобразовательных организациях.

  1. Разработать возможность получения выпускниками СПО дополнительной квалификации, что особенно актуально для сельских и малокомплектных школ.
  2. Создание предуниверсария (открытие классов в колледже или/ модулей в школе) в том числе с использованием дистанционного обучения.
  3. Реализация укороченного срока обучения выпускников СПО в вузах. Для этого разработать общие для разных уровней образования модулей/курсов с возможностью дальнейшего перезачета дисциплин/модулей в вузе.
  4. Разработать и реализовать при СПО непрерывное повышение/переподготовку квалификации педагогов.
  5. Организовать ежегодные Всероссийские НПК, круглые столы, дискуссионные площадки по проблемам развития СПО.

   К деятельности форума подготовлен Электронный сборник статей из опыта реализации моделей и практик педагогических колледжей. В числе публикаций есть тезис доклада Борисовой З.Н. «Вариативная программа «Основы УИДС» как одно из средств формирования профессиональной компетенции будущего педагога».

Город-герой Сталинград встретил и проводил нас ранним осенним теплым днем, зелеными улицами и скверами, и, самое замечательное, доброжелательными и высококомпетентными коллегами. Хотелось бы подчеркнуть поддержку студентов университета — волонтеров, так заинтересованно и тепло сопровождавших нас повсюду.

 

Борисова З.Н., методист НМО

Вилюйского педагогического колледжа

img-20161116-wa0020

×

Hello!

Click one of our contacts below to chat on WhatsApp

× Центр социально-психологической поддержки.