8-9 ноября этого года в г. Волгограде проходил 2-й Всероссийский форум педагогических колледжей. Всего в форуме участвовали представители 65 педагогических колледжей со всей России, участие приняло около 200 представителей. Республику Саха (Якутия) представили:
- Иванов Семен Викторович, руководитель делегации, директор Вилюйского педагогического колледжа.
- Мурукучаева Надежда Павловна – директор Намского педагогического колледжа.
- Николаева Изольда Ивановна – заместитель директора Якутского педагогического колледжа по НМР.
- Борисова Зоя Николаевна – методист НМО Вилюйского педагогического колледжа.
В России в 65 регионах функционирует более 200 педагогических колледжей. По системе СПО всего обучается 39 тыс. будущих педагогов, в ВПО – более 17 тысяч.
Двухдневная работа форума была очень содержательной и насыщенной. Форум проходил на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета, круглые столы прошли на базе педагогических колледжей города.
На открытии форума выступили А.М.Коротков – председатель Комитета образования и науки Волгоградской области, В.Е.Давыдова – начальник отдела Департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России, Л.Е.Вакорина – начальник отдела образования обучающихся с ОВЗ Департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России.
Выступление докладчиков касалось дальнейшего развития системы СПО. Было отмечено, что более 80% педагогов России представляют выпускники педагогических колледжей. Опыт и вклад педагогических колледжей в повышении качества российского образования неоценимы, следовательно, в новых социально-экономических условиях педагогическое СПО должно найти достойное и продуманное место в общей системе подготовки высококомпетентных педагогов.
Выступающие подчеркнули ключевое направление сегодняшнего дня – поиск места педагогического СПО в системе: школа — СПО-ВУЗ.
В этой связи обновление системы общего образования предполагает проект внедрения новых механизмов профессионального стандарта учителя:
— ведущий учитель;
— старший учитель;
— учитель.
Соответственно, профессиональная категория остается:
— соответствие занимаемой должности;
— первая категория;
— высшая категория.
В числе приоритетных компетенций будут:
— овладение предметом преподавания;
— овладение методикой преподавания предмета;
— овладение психофизиологией обучаемых.
Состоялись дискуссионные круглые столы по таким темам, как:
- Сетевое взаимодействие педагогических колледжей со школами, вузами, организациями социальной среды (участвовал Иванов С.В.)
- Оценка качества подготовки выпускников педагогических колледжей (Мурукучаева Н.П.)
- Обновление содержания профессиональной педагогической подготовки (Николаева И.И.)
- Подготовка студентов педагогических специальностей к обучению детей с особыми образовательными потребностями (Борисова З.Н.).
- Система воспитательной работы в педагогическом колледже (все представители).
Работа круглых столов прошла в активной дискуссионной форме обмена опытом между учеными и колледжами. В рамках 4-го круглого стола модераторы Малофеев Н.Н. – д.п.н., вице-президент РАО, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», Левченко И.Ю. — д.п.н., зав. лабораторией инклюзивного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» убедительно озвучили насущные проблемы современного состояния нарушения психофизиологии детей. Было отмечено, что:
— инклюзивное и коррекционное образование надо начинать как можно раньше (в возрасте от рождения до 3-х лет), иначе становится поздно;
— другая проблема: остро не хватает педагогов-дефектологов, подготовленных к работе с детьми раннего возраста.
— авторы почеркнули, что в России создается система эффективного коррекционно-развивающего образования, что есть практические возможности адаптации детей с ОВЗ к нормальной полноценной жизни в обществе.
Следовательно, необходимо повышать квалификацию педагогов по инклюзивному образованию, сохранить лучший опыт специальных образовательных организаций. Предложили включить в программу колледжей такие дисциплины, как:
- Специальные подходы к обучению детей с ОВЗ
- Психолого-педагогические инклюзивные технологии
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
- Коррекционная педагогика
- Специальная психология
Для этого предложено использовать технологию дистанционного обучения. С опытом работы выступили представители Оренбургского, Красноярского, Смоленского педколледжей, реализующие такие программы как:
— открытие на базе колледжа инклюзивных классов;
— внедрение и реализация дополнительных ПМ в учебном плане (инклюзивное образование);
— абилитация слепых детей посредством художественно-эстетического творчества и др.
Первый день форума закончился возложением живых цветов на Мамаевом кургане. Была проведена торжественная церемония этого торжества с участием построения парада учащихся военных и морских школ, посещения мемориального комплекса участниками форума.
На второй день продолжилась работа круглых столов. После обеда состоялось пленарное заседание форума. С докладом выступили:
- Огородова Л.М. – зам. министра образования и науки России.
- Вербицкая Л.А. – президент РАО.
- Мирзоева З.А – вице-губернатор Волгоградской области и др.
В частности, Л.М.Огородова остановилась на следующие проблемы:
— выход российского педагогического образования на международный стандарт;
— совершенствование непрерывной подготовки педагогических кадров;
— разработка новой концепции ФГОС СПО (на форуме был предложен проект концепции для ознакомления и внесения предложений).
Замминистра озвучила, что ФГОС СПО-4 находится на завершающем этапе. С его внедрением изменится вся система подготовки кадров в педагогическом СПО.
2-й Всероссийский форум в резолюции рекомендует:
- Доработать и принять концепцию развития системы СПО на период до 2020 года.
- Развивать сетевую форму взаимодействия СПО со школами и ВПО.
- Федеральному УМО СПО «Образование и педагогические науки» совместно с РАО разработать экспертизу Примерных программ по всем специальностям.
- Разработать методическое обеспечение образовательного процесса. Для этого преподавателям СПО активно представить разработанные учебно-методические пособия и учебники на экспертизу в ФУМО СПО.
- Продумать и доработать классификатор специальностей СПО и добиться расширения специальностей, в том числе в ФГОС СПО вернуть такие специальности, как:
— «Иностранный язык», квалификация – учитель иностранного языка в дошкольном, начальном, и общем образовании.
— «Информатика», квалификация – учитель информатики в начальной и основной школе.
— «Русский (родной) язык и литература», квалификация – учитель русского (родного) языка и литературы в основной школе.
— «Тьюторство», квлификация – тьютор в общеобразовательных организациях.
- Разработать возможность получения выпускниками СПО дополнительной квалификации, что особенно актуально для сельских и малокомплектных школ.
- Создание предуниверсария (открытие классов в колледже или/ модулей в школе) в том числе с использованием дистанционного обучения.
- Реализация укороченного срока обучения выпускников СПО в вузах. Для этого разработать общие для разных уровней образования модулей/курсов с возможностью дальнейшего перезачета дисциплин/модулей в вузе.
- Разработать и реализовать при СПО непрерывное повышение/переподготовку квалификации педагогов.
- Организовать ежегодные Всероссийские НПК, круглые столы, дискуссионные площадки по проблемам развития СПО.
К деятельности форума подготовлен Электронный сборник статей из опыта реализации моделей и практик педагогических колледжей. В числе публикаций есть тезис доклада Борисовой З.Н. «Вариативная программа «Основы УИДС» как одно из средств формирования профессиональной компетенции будущего педагога».
Город-герой Сталинград встретил и проводил нас ранним осенним теплым днем, зелеными улицами и скверами, и, самое замечательное, доброжелательными и высококомпетентными коллегами. Хотелось бы подчеркнуть поддержку студентов университета — волонтеров, так заинтересованно и тепло сопровождавших нас повсюду.
Борисова З.Н., методист НМО
Вилюйского педагогического колледжа