Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС нового поколения

научно-методическая статья из опыта работы

Участник:  Акимова Аксинья Корниловна, преподаватель 1 категории, психолог ВПК

 

В связи с внедрением в систему образования нашего колледжа требований стандарта нового поколения, идут глобальные изменения и преобразования в стиле обучения студентов поступивших в этом году.

Адаптация первокурсников стала для нас, преподавателей главным вопросом в адаптации к условиям нашего колледжа. Студенты с первых дней должны начать приспосабливаться к новым условиям и требованиям учебного процесса. К нам поступают большинство студентов,  которые по тем или иным причинам не поступили в другие центральные ССУЗы или ВУЗЫ. Основная масса с северных улусов. И лишь малая часть свои с ближайшего региона вилюйского улуса.

Процесс адаптации первых курсов сопровождается особенно внимательно со стороны воспитательной части колледжа. Специалисты, сопровождающие их – это социальный педагог, психолог, организатор, и их координатор, сплоченной командой создают комфортные условия в трудные первые дни в колледже. Цель их работы это не оставить без внимания ни одного новичка. Совместными с учителями, тьюторами, кураторами работают над сохранением контингента обучающихся. Помогают адаптации в различных ее проявлениях.

Из года в год традиционно планируются воспитательно-образовательного направления работы. Это интересно запланированная неделя первокурсника с внесением различных мероприятий ознакомительного характера с учебным учреждением, с историей и традициями старинного города. Знакомство с городскими достопримечательностями, приглашение различных специалистов, выступления которых очень помогает молодым людям вооружиться полезной информацией касающейся сторон жизни и здоровья.

Первые встречи с психологом интересны тренинговыми релаксирующими и сплачивающими тренингами.  На которых, специалист изучает различные аспекты личностных качеств молодых людей, таких как, личная самооценка, творческий потенциал, соответствие выбранной профессии, психологический климат в группе и взаимоотношения в общении друг с другом, конфликтность и устойчивость к ним, разрешаются проблемные стороны в общении. Устраняются нежелательные моменты в человеческой жизнедеятельности, так как иногда молодые люди самостоятельно порой не могут решить своих личных проблем, прибегнув к помощи специалистов им легче бывает прийти к правильным решениям, избежать множества ошибок.

Психологом ведется активный мониторинг условий успешной обучаемости, планируются совместные с тьюторами плановые тематические встречи с беседами и проведением тренинговых мероприятий в работе со всей группой по отделениям. Все виды исследований проходили в первую половину 2011-2012 учебного года. Имеется сравнительный повторный результат по социометрии.

Таблица № 1.

psyc-posts-table-001

Таблица № 2.

psyc-posts-table-002

Таблица № 3.

psyc-posts-table-003

Таблица № 4.

psyc-posts-table-004

Таблица № 5.

psyc-posts-table-005

Таблица № 6.

psyc-posts-table-006

Таблица № 7.

psyc-posts-table-007

По итогам работы среди первых курсов: исследования прошли в несколько этапов, применялись различные формы исследований, такие как — тестирование, опросники, социометрия в группах. Имеем шесть групп – школьное две подгруппы, дошкольное, физкультурное, педагогика дополнительного образования, отделение информатики и математики.

Сравнительный анализ первого и второго порядка социометрии показывает, что сравнительный результат стабильно улучшенный, по ответам студентом мы видим очертания улучшенных психологических условий в группе. Также и все остальные исследования дают положительный результат. Системная работа проведенная на первой половине учебного года имеет свои результаты.

 

По итогам адаптационного периода организуется общий педагогический совет колледжа с приглашением всех преподавателей, кураторов и тьюторов и работниками общежития, на котором обсуждаются проблемные вопросы, пути решения, планирование дополнительных работ по устранению сложившихся проблемных зон в работе.

В любом новом начинании есть свои плюсы и свои минусы. Путь проб и ошибок. Перед нами вырисовываются новые проблемы, решение которых без отлагательное. По условиям новых требований внедряется в процесс обучения студентов личностно-ориентированный подход. Должно поменяться понимание — как и каким образом добывать знания. С первого курса на первом семестре, включены практические занятия, к которым студент должен быть заранее подготовлен, имея при себе материалы заданий и алгоритм их выполнения. От студента требуется больше самостоятельности, научиться сформировать в себе исследовательские качества, способность анализировать различную ситуацию и выполнять задание ориентируясь в этих условиях. Путь студента в добывании знаний, может он сам корректировать, изьявляя свое желание менять его, идти своим путем. Это зависит от его личностных способностей и желания постепенно расти и накапливать знания. На этом пути встречаются очень много вопросов и одна из главных, это «надо ли преднамеренно готовить студента к этому?»

Актуальность в данной ситуации мы видим именно в том, что в других условиях и в другом виде мы должны обучать наших студентов. Другими глазами и с другим пониманием они должны отнестись к учебе. Больше самостоятельности, больше практической апробации, как можно самостоятельнее приходить к выводам, копить знания для применения их на практике.

Рассмотрим подробнее пути реализации данных проблем в условиях нашего колледжа:

Во-первых: рассмотрим бытовую материальную область, где включено финансовая поддержка студентов стипендией размер которой …отличник получает …, хорошист …, средне успевающий … Обращаем пристальное внимание детям сиротам, оставшимся без попечения родителей. Им положено в год одна поездка туда и обратно, социальная стипендия и интернатское обеспечение, т.е. обеспечение общежитием, питание в столовой.

Во – вторых: тьюторы, которые сопровождают студентов помогая им в выборе индивидуального образовательного маршрута и самостоятельного добывания знаний.

На сегодняшний день не весь комплекс методического сопровождения утвержден, документы проходят практическую доработку, имеются определенные трудности. Всю работу коллектив весь разрабатывает по отдельным блокам и модулям. Собирая комплекс материалов для экспертизы. Необходимо отметить что, эти комплексы методического сопровождения, программы ОПОП должны быть в комплексе полностью разработанные и утвержденными. А методические пособия должны быть на руках у студентов, для того чтобы выполнять самостоятельную работу.

Каждое подразделение разрабатывает свои области специфической деятельности, так например, на дошкольном отделении разрабатывается пакет документов по специальности 050144 Дошкольное образование с дополнительными специальностями — Музыкальный руководитель ДОУ и Педагог в работе с детьми имеющими отклонения в развитии. В данное время идет разработка оценочных материалов по предметным модулям, где каждый предмет из области должен предоставить свои контрольно-проверочные задания.

Мы провели сопоставительный анализ между старыми методами в организации образовательным процессом в колледже и нынешним. Составлен опрос для учащихся, где имелись вопросы типа, какой стереотип в организации учебного процесса вам нравиться, тот, что был раньше с типовыми лекционными занятиями и определенными этапами практики на основе пройденного теоретического материала или нынешний, когда необходимо после тем, проведение практических уроков (в аудитории и вне учебного заведения на базах)? Опрошено 70 человек. Ответы были даны в количестве – 68.

Получены ответы 65 % на которых приветствовался лекционный тип обучения, столько лет являвшийся популярным. В ответах студенты полагались логике, что отведенное для практики время строго предназначается для практики, удобен тем, что не надо бежать и успевать на аудиторные уроки, длительная практика приветствуется ими так, как проведение уроков и занятий в неделю 1 раз удобно для подготовки.

Те, же кто уверен в своих силах и дисциплинирован, рассуждают, что прохождение практических занятий сразу после раздела или блока тем, предпочтительнее, их число 32 %. И считают, что такого типа организация учебного процесса непосредственным образом должна отразиться на хороших и глубоких знаниях учебных дисциплин. Сегодня теория, а завтра практическое ее осуществление, которая может проходить как в аудитории, так и на базе.

В ногу со временем требуется у студентов наличие персональной компьютерной техники. Многие студенты позволить такие условия себе не могут. Большинство обучающихся из малоимущих семей. По статистике мы имеем …

выдаются социальные стипендии и выплаты для определенного контингента обучающихся (студенты — инвалиды, сироты оставшиеся без попечения родителей), в некоторых случаях создаются условиях для малообеспеченных и студентов из многодетных семей при наличии справки форма №

Организованы хорошие условия в колледже, в работе студентов с новой электронной информацией. Имеются компьютерные – классы, где студенты имеют доступ к интернету, там они могут оформлять свои практические зачетные работы.

Социализация личности. Вхождение в коллектив. Личность в коллективе. Этот аспект иногда вызывает много споров. Как мы уже ранее говорили, большинство контингента поступающих к нам это не прошедшие конкурс в ВУЗы или центральные ССУЗы, многие идут с северных улусов. Сдача ЕГЭ вроде бы проходит в общей единой форме. И в итоге они поступают к нам. Но, когда абитуриент реально попадает в условия образовательного учреждения, бывает сложно адаптироваться в новых условиях. В чем причинность такой ситуации? Уже с первых дней учебы предполагается слабая подготовленность школьного обучения. Порой ситуация бывает требующая экстренной коррекции. Так, как под вопросом иногда стоит нахождение в колледже в качестве обучающегося из-за не умения самостоятельно добывать знания.

Многие молодые люди, в силу своих личностных или возрастных особенностей, не всегда могут проявить самостоятельность в решении обыденных своих проблем, не умеют найти выход из различных трудных жизненных ситуаций, при этом адекватно проявляют свою стойкость перед трудностями, трезвость оценивания ситуации. Зачастую бывает, что попадают в ступор, не найдя определенного выхода начинают впадать из крайности в крайность. Это бывает опасным, так как ситуация может иногда выйти из под контроля и иметь плохие последствия.

Работа, которую ведет психолог, заключается в расположении личности обучающегося к условиям учебы, помогая в определенных трудных жизненных моментах и в других случаях, когда необходима психологическая поддержка. По роду профессии будущие молодые специалисты должны быть психологически подготовленными в работе с людьми, и хорошо разбираться в детской психологии.

Таким образом, в колледже ведется планомерное и активное внедрение новых требований к организации учебных условий. Заработал механизм оформления кабинетов, условий и дизайна колледжа. Большими шагами готовимся к предстоящим юбилейным мероприятиям. Впереди нас ждет большая кропотливая работа всего коллектива. В ближайшем будущем нас ждут большие изменения. Коллектив готов к ним и стремиться показать хороший результат. Главное чтобы была поддержка в финансовом отношении.

Официальный сайт Вилюйского педагогического колледжа

Авторизация
*
*
Генерация пароля