Трениговые упражнения

Примеры тренинговых упражнений.

Материал для просмотра

 

№1. Руководитель обращается к группе с такими словами: «Закройте глаза. Теперь возьмите правой рукой руку соседа. Подержите ее в своей. Старайтесь, не открывая глаз, сосредоточится на звуках вокруг вас, пусть любой сосредоточить внимание только на том, что слышит, после некоторое время слушает и узнает звуки, которые к нему доносятся (1 минута). Все еще, не раскрывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседа справа и слева, кот. Вы касаетесь. Постарайтесь определить, какая ладонь теплее, какая холоднее, была ли эта ладонь соседа по правую или по левую сторону (30 сек). С закрытыми глазами разомкните руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, ощутите, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как двигается грудная клетка при каждом вдохе и выдохе (1мин). Попробуйте сосчитать каждый выдох и на пятый откройте глаза.

№2. ЗДРАВСТВУЙТЕ

Начинает один из участников занятия. Обращаясь к соседу по левую сторону, с чувством радости от встречи проговаривает: «Здравствуйте», выражая свое отношение к нему и голосом и жестом и улыбкой.

№3. ПРИВЕТСТВИЕ

Сейчас наша задача будет состоять в том, чтобы поприветствовать в течение минуты как можно большее кол-во членов группы. Можно приветствовать одного участника несколько раз.

Обсуждение. Как вы чувствовали себя во время упражнения?

Контакт с кем из членов группы вам запомнился? Что по вашему мнению к этому привело?

№4.  ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ

Сейчас  мы попробуем поприветствовать в течение 3 минут как можно большее кол-во членов группы, но без слов, используя лишь возможности нашего тела, взгляда мимика и жестикуляции. Можно приветствовать одного участников несколько раз. Постарайтесь попробовать как можно больше разных возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке.

Обсуждение. Какие варианты приветствия вам больше всего понравились? Какое кол-во возможностей невербального приветствия вам удалось использовать? Как партнер реагирует на приветствие сопровождаемое дружественным невербальным поведением? Как партнер реагировал на прикосновения и уменьшение дистанции? Выполняется под ритмичную музыку.

 

 

 

 

№5. АССОЦИАЦИИ

Вспомните личностное качество начинающееся на ту же букву, что и ваше имя, например: «Ольга -обаятельная, Владимир -вольный». Затем каждый участник произносит свое имя, прибавляя к нему придуманное качество. Причем каждый следующий участник повторяет все то, что говорили до него.

№6. ПОДАРОК

Все участники по кругу высказываются: «Что я бы хотел подарить тому, кто сидит рядом?» Называется то, что могло по-настоящему порадовать человека. Тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, в самом деле, был бы рад такому подарку и почему.

№7.  «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» С АССОЦИАЦИЯМИ

Один человек загадывает слово и говорит его соседу. Тот не повторяет услышанное слово,  а говорит первую на это слово ассоциацию, обращаясь к своему соседу. И так все говорят ассоциации по кругу.

Обсуждение. Интересно сопоставить первое слово с последним словом, а затем по кругу опросить всех, кто что говорил. Очень часто ассоциации попадают в одно русло и повторяют несколько раз по кругу.

№8. ДОСЧИТАЙ ДО 40

Все игроки встают в круг. Каждый участник по очереди называет числа натурального ряда: 1,2,3,… Запрещается называть числа, в которых есть цифра 3 и кратные трем. Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Играть до трех   наиболее внимательных игроков.

№9.  ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ

Участники могут свободно двигаться по аудитории. Всем участникам игры предлагается выполнить следующую задачу – любыми средства не прибегая, конечно к физическим воздействиям и катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры.

Обсуждение. Обменяйтесь мнениями, кому лучше и быстрее удалось привлечь внимание за счет каких средств.

 

 

 

№10. ЗВЕРИ

Все встают в круг. Ведущий каждому на ухо говорит какой он будет зверь (кошка, белый бычок). Все «звери» берутся крепко за руки (согнутые в локтях). Ведущий будет громко произносить название какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных не дать ему это сделать. Игра начинается. Но всего несколько зверей ведущий называет по-разному, остальным он дает одно и тоже название. Например, бурундук. Сначала называются одинаковые звери. Все играющие концентрируются на задаче удержать названного зверя. Затем, ведущий называет бурундука, и все бурундуки резко приседают. Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.

№ 11. РЕФЛЕКСИЯ ПРОШЕДШЕГО ЗАНЯТИЯ

Группа садится в круг, и все желающие поочередно высказывают свои впечатления об этом (или предыдущем) занятии. Что понравилось? Что неприемлемо? Что хотелось бы сделать сегодня по-иному? Какие претензии к группе, конкретно к кому, к руководителю?  Не надо никого принуждать высказываться, говорят только по желанию.

№ 12. ИГРУШКА

Каждый член группы думает о том, какой          игрушкой хотел бы стать. Группа старается отгадать эту «игрушку», задавая вопросы, на которые можно отвечать «Да» или «Нет».

Обсуждение. Что помогало и мешало угадыванию? Почему вы задавали именно эти вопросы? Учитывали ли вы ответы на вопросы других членов группы?

№ 13. АВТОПОРТРЕТ

Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым вам человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, кот. выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. 2 варианта:

  1. Работа происходит в парах. Участники по очереди представляют свои самоописания. В процессе рассказа одного из партнеров другой может задать уточняющие вопросы для того, чтобы «автопортрет» был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.
  2. Ведущий собирает описания и зачитывает их поочередно. После прочтения каждого описания участники должны угадать о ком идет речь.

Обсуждение. Легко ли было описывать себя? Что было самым сложным? Что вы чувствовали, когда зачитывали ваш «автопортрет»? Насколько точными были описания? Какие трудности вы испытывали при угадывании человека? Что вам помогало?

 

 

№ 14. ПЕРЕВОПЛАЩЕНИЕ

Представьте себе, что сложилась такая ситуация, когда вам необходимо перевоплотиться в какой —  либо объект материального мира: живую часть природы или неодушевленный предмет. Подумайте и расскажите,  кого и  что вы выбрали, почему, каковы его основные качества. Рассказчику можно задавать вопросы.

Обсуждение. Какого было ваше состояние в процессе слушания участников? Как менялось ваше состояние во время рассказа? Какие механизмы психологической защиты были использованы  в процессе упражнения?

№15. ТЫ И Я.

Цель: развитие умения понимать и принимать свою общность и свое различие с другими.

Участники становятся в круг лицом к центру. Упражнение состоит из 3 – х частей.

  1. Один из участников выходит в круг, становится лицом к соседу справа и говорит ему: «ты такой же, как и я. Ты и Я…(называет признак общности)». Партнер отвечает ему аналогичной фразой, но с другим признаком общности. Затем начавший упражнение, возвращается на свое место, а второй переходит к третьему партнеру и т.д., пока весь круг не вернется на исходные места. На этом первая часть упр. Закончена.
  2. Начавший игру, а затем и др.участники аналогично будут говорить друг другу фразу, начинающуюся со слов: «я отличаюсь от тебя тем, что я,…,а ты…»
  3. Аналогично первой части, но участники задают друг другу по очереди вопрос: «почему я тебе нравлюсь?». Ответы д.б.полными и разными, а не просто: »потому что ты хороший».

Обсуждение. Что было легче найти: сходство или различие? Что каждый чувствовал в разных частях упражнения?

№16. ГОВОРЮ ЗА ДРУГОГО

Один из участников садится на стул в центре круга. Другой участник встает у него за спиной и кладет ему на плечи свои руки. Участники по кругу задают сидящему вопросы. Он молчит. За него отвечает стоящий за его спиной исходя из представления, как бы на этот вопрос ответил сидящий. По окончании упражнения сидящий оценивает правильность ответов стоящего. Возможные вопросы:

  1. Ваш любимый цвет?
  2. Ваше любимое мужское имя?
  3. Ваше любимое женское имя?
  4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если «да», то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок и др.?

 

 

 

 

  1. Смотрите ли вы телевизионные сериалы? (да, нет, иногда)
  2. Самая неприятная для вас человеческая черта?
  3. Самое ценное для вас человеческое качество?
  4. Ваше любимое времяпрепровождение?
  5. Книги, какого жанра вы предпочитаете?
  6.  Минимальный размер зарплаты, соответствующий вашему труду и устраивающий вас?

Обсуждение. Вопрос сидящему: «Что ты чувствовал, слушая вопросы и ответы?». Вопрос стоящему: «Что тебе помогало почувствовать ответ?». Впечатления участников занятия.

№17. ЭМПАТИЯ

Сейчас один членов группы выйдет из комнаты. Те, кто остался, опишут его, называя черты, свойства, привычки, т.е.выскажет свои впечатления, причем только положительные. Кто – то из группы будет вести «протокол», записывая автора и содержание высказывания. Через некоторое время пригласим участника, который вышел из комнаты и ему зачитаем все сказанное, не называя автора. Главная его задача – определить, кто мог бы о нем такое сказать. Потом «секретарь» зачитает все высказывания, но уже с указанием автора.

Обсуждение. Насколько описания соответствовали тому, что вы ожидали услышать? Что вы чувствовали, когда слушали описание? Легко ли было составлять описание человека? Соответствуют ли черты, названные др.участниками, тому, что вы думали об этом человеке? Что вы почувствовали и узнали нового о себе и других в результате выполнения этого упражнения?

№18. ЧТО ПРИЯТНО БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ?

Материалы. Лист ватмана, листы бумаги для записей по числу участников, на которых написано: «Большинству людей приятно, когда…»

«Сейчас мы попытаемся собрать как можно больше различных способов сделать приятное другому человеку. Пожалуйста, подумайте и запишите на имеющихся у вас листочках как минимум три действия, которые приятны большинству людей».

После того, как все написали, ведущий продолжает инструкцию:

«Теперь каждый прочтет, что записано на его листе, а я буду фиксировать найденные нами способы на листе ватмана. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы собрать как можно больше пунктов. Критиковать и вычеркивать мы будем потом».

Лист вывешивается на стене и может быть использован в дальнейшем.

Обсуждение. Можно пояснить, почему выбраны те или иные способы и обсудить их.

 

 

 

 

№19. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГА

Материалы. Четное кол-во карточек, на которых написаны по 3 слова – возможные темы более или менее шутливых диалогов.

1 участник – ежик, самолет, рубашка.

2 участник – грибы, снег, ботинки.

  1. Приглашается 2 добровольца.   Им дают карточки с 3 темами, которые они должны вывести своего партнера. Никто, кроме самого участника, не знает, что написано на его карточке. Остальные наблюдают.
  2. Далее все участники разбиваются на пары и отрабатывают умение захватывать инициативу в разговоре, переводя разговор с партнером в нужное русло, при чем делать это нужно аккуратно, так, чтобы партнер не догадался, какие темы заданы второму участнику.

Упражнение заканчивается, когда участники выполнят задание (или откажутся от него), но не более, чем через 20минут.

Обсуждение. Было задание для вас сложным или простым? Что вы чувствовали, когда вам удавалось перейти к нужной теме? Когда не удавалось? Догадывались вы о темах, к которым стремился ваш партнер? По каким признакам?

 

№20. ЗЕРКАЛО

Участники разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. Соседние пары располагаются на расстоянии более 2 вытянутых рук. Участники в парах договариваются, кто начнет упражнение, кто продолжит. Тот кто начинает, будет делать различные движения туловищем, головой, ногами, глазами, менять мимику. Второй участник пары повторяют все движения партнера с максимальной точностью. По сигналу ведущего происходит смена ролей и остановка движений.

Обсуждение. После остановки движений каждый участник проговаривает то, что чувствовал и думал, когда задавал движения и повторял их. Что ему было легче делать? Какую информацию несли его движения и движения его партнера? Взаимные комментарии к сказанному. Затем происходит смена партнера и повтор упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№21. РАССТАВАНИЕ

Группа делится на подгруппы по 3 человека, (можно по 2). Лучше если в каждой подгруппе будет 2 человека одного пола, а третий другого.

Задание. «Вы встретились со своим молодым человеком (девушкой) чтобы сказать ему (ей), что больше не хотите с ним (с ней) встречаться и ваши отношения следует завершить. Третий человек – наблюдатель».

После завершения диалогов можно составить новые подгруппы в которых каждый изменит свою роль.

Обсуждение. Что вы почувствовали в каждой из ролей? Что было самым сложным? Как вы вышли из наиболее сложного положения?

 

№22. ДАР УБЕЖДЕНИЯ

Материал. 2 спичечных коробка в одном из которых лежит цветная бумажка.

Упражнение направлено на выработку понимания того, что такое убедительная речь, на развитие навыков убедительной речи.

Упражнение выполняется в паре. Ведущий выбирает 1 пару. Каждому из участников ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка.

После того как оба участника посмотрели у кого из них в коробке лежит бумажка, каждый начинает доказывать остальным членам группы то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача группы – принять общее решение: у кого же именно лежит в коробке бумажка.

Обсуждение. Важно проанализировать, какие речевые и невербальные компоненты заставили членов группы поверить в высказываниям как правдивым, так и ложным.

 

№23. УМЕНИЕ ПЕРЕДАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.

Вся группа разбивается по 3 человека. Каждый выбирает себе роль: паралитик (Не может двигаться, говорит невнятно – можно взять в рот большую жвачку, конфету или кусок хлеба), слепой (можно завязать глаза), немой и глухонемой. Они должны договориться о встрече (или передать друг другу фразу, которую придумывает ведущий и пишет на листке).

Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями. Какая из ролей была наиболее трудной?

Официальный сайт Вилюйского педагогического колледжа

Авторизация
*
*
Генерация пароля