Правила конспектирования на лекциях:
— не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.
— желательно оставлять на страницах поля для своих пометок (и делать эти заметки либо во время самой лекции).
— естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разобрать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).
Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечал, самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы можно свести к следующим:
— сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что то для экзаменов, что то пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру …).
— обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
— разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
— при составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить больше внимания, а на что вообще не стоит тратить время.
— если книга ваша собственная, то допускается делать на полях книги делать краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тесты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время; опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть « сквозь обложку», стоящая эта работа или нет.