БЫЛ ПЕДАГОГОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Т.П.Аммосова,
замдиректор по учебной работе ВПУ, отличник образования РСФСР.
Более 30 лет мы вместе работали в одном педучилище. Многие учителя Республики Саха (Якутия) и население считали Романа Дмитриевича педагогом с большой буквы. Это правда. О педагогической деятельности Р.Д.Попова больше всех знают, конечно, преподаватели Вилюйского педучилища, поэтому мы решили посвятить его светлой памяти страницу воспоминаний.
Прежде всего, мне хочется напомнить моим коллегам, с которыми я работаю вот уже более полувека, о том, что в начале семидесятых и в конце шестидесятых годов, на заседаниях педсовета бывший директор педучилища М.С.Иванов по спорным вопросам в конце обсуждения любил задавать вопрос: «А как, Вы, думаете, Роман Дмитриевич?» С тех пор во мне осталось чувство большого уважения к мнению и позиции Р.Д.Попова. Скромным, мудрым, принципиальным человеком и человеком широкого кругозора и энциклопедических знаний восхищались почти все работники нашего педучилища.
Жизненный опыт Р.Д.Попова, порою негладкий, был хорошим уроком для его коллег. Разносторонняя общественная активность, творческая педагогическая деятельность, неустанная работа по самообразованию, стремление познать удивительную природу с ее живыми и неживыми существами отличительная черта Р.Д.Попова. Требовательность к себе и к другим выделяла его от других…
Посещая его уроки, я всегда думала: как много знает Роман Дмитриевич, но как ограничено время урока, чтоб передать все это студентам.
Передо мною лежит тетрадь для анализа уроков Р.Д.Попова. Он часто давал открытые уроки для своих коллег, да и я их посещала просто, чтоб подышать родной природой, чтоб очутиться в середине суровой зимы на лужайке с полевыми цветами, чтоб освежить память новыми знаниями и закрепить ранее полученные…
Его уроки всегда были высоконаучными, познавательными, четко дозированными, профессионально направленными, плотными, практически обучающими. На его уроках студенты всегда занимались с большим усердием, развивали интерес к научной информации, вели хорошие конспекты, учились точно и коротко излагать свои мысли, рассуждать, отстаивать свою точку зрения.
Уроки природоведения, основ естественных знаний, зоологии, ботаники и методики природоведения всегда имели связь с родным краем, с родной природой, при этом Роман Дмитриевич проводил словарную работу: на якутском и русском языках, иногда прибегал и к другим тюркским языкам.
Межпредметная связь имела место на всех его уроках. Например, уроки природоведения он связывал с географией, биологией, с народной медициной, с русским и якутскими языками и другими науками. Нельзя думать, что этого требует специфика предмета, заставляет коснуться и других наук, наоборот, обширные знания преподавателя приводили к неукоснительному выполнению одного из принципов дидактики.
Роман Дмитриевич является автором многих учебных пособий по природоведению, инициатором возрождения якутских шашек, игры в «дуобат». Скольких он обучал игре в шашки, об этом, думаю, будет особый рассказ. Сегодня мы постарались раскрыть особенности педагогического почерка наставника многих поколений учителей начальных классов, учителей разных предметов. Я не ошибусь, если скажу, что в успехах учителей республики немалая заслуга нашего Романа Дмитриевича и в тропинке творчества учителей есть и следы педагогической деятельности человека богатой натуры, большой души, глубокого научного потенциала Р.Д.Попова.
Эти слова я подтверждаю словами тех преподавателей, которые работали с ним долгое время. «Романа Дмитриевича все очень уважали. Он выпускник Ленинградского пединститута им. Герцена. Когда я приехала впервые в училище,- его узнала сразу по институтским годам. Я тоже окончила этот институт, он сразу же мне, как завуч, дал часы по разным предметам, так как он сам преподавал и педагогику, и психологию, и частные методики. По общественной работе мы сотрудничали долгое время, я была и секретарем партийной организации педучилища, а он председателем профкома, организатором политучебы, поэтому приходилось много советоваться», — говорит заведующая школьным отделением, заслуженный работник народного образования РС(Я) Т.И.Михалева.
«Мы долгое время работали вместе. Он для нас всех был наставником. Дети наши одного поколения. Вместе начали работать в педучилище, поэтому всегда относились друг к другу с большим уважением…», — рассказывает заслуженный работник культуры Е.Д.Олбутцева.
«Романа Дмитриевича знает не только учительство РС(Я), но и далеко за пределами Якутии. Сколько раз он ездил на соревнования по шашкам со студентами и детьми. География его известности обширная. Он был очень принципиальным человеком, эрудированным во всех областях науки, большим философом», — говорит преподаватель немецкого языка и общественных наук Б. А. Михалев.
«Он был очень грамотным. Выступал всегда логично. Некоторые, может быть, его стеснялись, обычно к людям необычным, умным, скромным так просто каждый не подойдет. Роман Дмитриевич был очень эрудированным человеком и очень занятым на всю жизнь: то занятия с детьми по шашкам, то консультации по педпрактике, уроки в педучилище, общественные дела», — вспоминает И.Д.Слепцова, преподаватель русского языка, литературы и методики обучения русскому языку.
Жил на свете человек — педагог с большой буквы Роман Дмитриевич Попов. Его светлая память, добрые дела, открытая им дорога будут вечно жить в сердцах его учеников, коллег, поклонников его таланта и в делах каждого, с кем приходилось ему общаться. Ведь общение с необыкновенными людьми — это счастье, которое подарил нам всем Роман Дмитриевич Попов.
Памятником ему останутся его книги по обучению игре в шашки «Дуобат дьиктилэрэ», «Туhахтыы уерэн» и «О природе Якутии». Оригинальными являются работы: «Использование якутских народных примет погоды в преподавании природоведения», написанная еще в 1978 году и «Определители минералов и растений» и др. Да, писать о природе-матушке очень сложно. Для этого надо обладать глубокими знаниями тайн природы, то, чем он обладал в совершенстве. К этому можно добавить и то, что одна его работа по шашкам находится в издательстве «Бичик».
05.03.98
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-МЕТОДИСТ
Никифорова Л. К.,
отличник просвещения РФ, методист Вилюйского педучилища.
У нас в училище сложилась определенная система работы по изучению, обобщению, распространению опыта работы преподавателей. Это творческие отчеты, участие в педчтениях, презентации предметно-цикловых комиссий, участие в конкурсах, презентации методических пособий, сборников и т.д.
Роман Дмитриевич Попов прошел через все эти этапы. С середины 70-х годов, по инициативе профкома училища, стали проводиться творческие отчеты наших ведущих, опытных творчески работающих преподавателей. Одним из первых был Роман Дмитриевич, который еще в мае 1981 года познакомил нас со своей творческой лабораторией преподавателя и тренера. К тому времени им были написаны:
1) «Минералогия». Учебное пособие для учащихся педучилищ,1962 г. Вилюйская районная типография.
2) «Определитель минералов и горных пород Якутии». Учебное пособие для педучилищ,1963 г. Вилюйская районная типография.
3) «Краткий определитель растений окрестностей г. Вилюйска». Учебное пособие по природоведению для полевой практики,1982 г. Вилюйская районная типография.
Как тренер он издал две книги: «Дуобат дьиктилэрэ» (1976 г.) и «Туhахтыы уэрэн» (1981 г.) Якутским книжным издательством».
Еще лучше и ярче, как творчески работающий преподаватель, он показал себя на I конкурсе «Преподаватель года училища» в 1991 году. Здесь хотелось бы отметить, что его конкурсный урок получил наибольший балл жюри конкурса.
В марте1993 г. методкабинетом училища была организована и проведена конференция по книге Романа Дмитриевича «О природе Якутии», выпущенной Якутским книжным издательством в1990 г. Тогда на конференции в своем слове автора он сказал пророческие слова: «Памятник гынан тугу эрэ хаалларыахтаахпын. Бу кинигэм буолара буолуо». Участниками конференции была отмечена значимость, содержательность книги. Она служит методическим пособием для преподавателей, студентов педучилищ и для учителей школ.
В феврале1994 г. он участвовал на внутриучилищных педагогических чтениях, где выступил с докладом «Руководство по полевой практике». По результатам педчтений рекомендовано выпустить пособие для студентов педучилищ, так как Роман Дмитриевич в своей работе дает полное описание растений, встречающихся в Якутии.
В эти годы он входил в творческую группу учителей школ при МО по созданию новых педагогических терминов, участвовал в работе республиканской конференции.
В марте1997 г. состоялась презентация ПЦК преподавателей общественных и естественных дисциплин. Здесь мы узнали его как личность. Были приятно удивлены широтой его кругозора, эрудицией. Он предстал перед нами учителем широкого профиля. В свое время преподавал в училище педагогику, психологию, обществоведение, экономику, географию, землеведение, природоведение с методикой, вел факультатив «Настольные игры». Роман Дмитриевич постоянно работал над совершенствованием своей квалификации, самообразованием. Перспективный план самообразования, составленный на 1976-80 уч. годы удивляет своей актуальностью, продуманностью, насыщенностью, своим содержанием и, наконец, грамотностью.
Мы тогда узнали, что он кроме якутского, русского языков, хорошо знает латинский, немецкий, изучает самостоятельно английский и еще есть несколько языков, которые он понимает, может общаться. Это осталось у него от общения с иностранными студентами, когда учился в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена.
Как много времени он проводил в училище — уроки, дополнительные занятия со студентами, секция шашистов. В совершенстве владея содержанием учебного материала, Роман Дмитриевич свое главное внимание обращал на организацию учебного труда студентов. Он всегда повторял, что только сознательный умственный труд обеспечивает глубокие прочные знания.
Он любил работать в методическом кабинете, просматривать новейшую литературу, периодику. Ему нравились собеседования, которые проводились методистом с председателями ПЦК. Все, о чем мы говорили, доводил до своих коллег. На таких беседах мы взаимообогащались. Я считаю его одним из своих наставников.