Алексеев Евгений Романович

70-е годы. На новый качественный уровень знания

В училище стало доброй традицией проведение и приумножение новых начинаний. Весь коллектив, преподавателей и технический состав, все усилия прикладывал на подготовку высококвалифицированных молодых специалистов и профессиональный рост и повышение квалификации преподавателей.

Научные и практические задачи, стоящие перед училищем, были связаны с высшим предназначением образовательной системы  — созданием необходимых условий для развития личности преподавателей и студентов, содействием раскрытию их творческих способностей.

Училище готовилось к достойной встрече 50-летнего юбилея. Под руководством директора М. С. Иванова разработана программа, включающая улучшение материально-технической базы, совершенствование качества подготовки молодых специалистов и повышение творческого роста преподавателей, проведение мероприятий, посвященных юбилею.

М. С. Иванов добился строительства нового учебного корпуса, который построен бригадой знаменитого строителя В. Е. Богданова.

В истории училища первый юбилей справили в современном новом здании (того времени), с новой мебелью и красивым оформлением. Приехало много почетных гостей и выпускников разных лет. Это был настоящий праздник учительства республики. Впервые преподавателям училища присвоены: почетное звание «Заслуженный учитель ЯАССР» М. С. Иванову, «Отличник народного просвещения РСФСР – Т. И. Михалевой», Л. П. Бубякиной, орденом «Знак Почета» награжден М. М. Михайлов и почетными грамотами министерства образования РСФСР и Якутской АССР ведущие преподаватели и технические работники за вклад в развитие училища.

М. С. Иванов никогда не останавливался на достигнутом. Он всегда находил новые формы реализации перспективного развития училища, укрепляя материально–техническую базу: строительство двухэтажного общежития для студентов на 150 мест, приобретение машины и трактора для хозяйственных нужд, приглашение на работу выпускников центральных вузов и Якутского государственного университета, повышение квалификации преподавателей, организация студенческого самоуправления, развитие общественных молодежных организаций и многое другое.

Изменилась методика преподавания учебных предметов, их содержание и формы организации уроков, срок обучения. Ежегодно проводились на базе училища переподготовка учителей начальных классов республики по линии ЯРИУУ род руководством заслуженного учителя школ ЯАССР и РСФСР Н. В. Егорова, выпускника училища 1923 года, учителя якутских учителей и Н. С. Бандерова, методиста Вилюйского РайОНО.

Методическая работа в училище организуется целенаправленно и планово. Она становится одним из основных разделов плана работы училища. Основным содержанием методической работы становится: организация работы методических объединений преподавателей по учебным дисциплинам, создание учебных кабинетов, изучение, обобщение и распространение педагогического и передового опыта преподавателей, систематическое и планомерное проведение внутри училищного контроля состояния преподавания учебных дисциплин, отслеживание результативности работы преподавателей, повышение качества знаний, умений и навыков студентов, помощь молодым преподавателям, смотры учебных кабинетов, использование технических средств обучения и наглядности, изготовление дидактических материалов и т. д.

План работы методобъединений состоял из нескольких разделов, где подробно указывали анализ качества знаний студентов и качества преподавания предмета, задачи на новый учебный год, изучение психолого-педагогических и методических теорий, разработок, организация мероприятий, график взаимопосещения преподавателей, контрольных и открытых занятий, тематических заседаний методобъединения.

От каждого преподавателя требовался индивидуальный план  самообразования с обязательным выполнением и отчетом в конце учебного года. Преподаватели училища стали авторами методических пособий: Т. И. и В. И. Александровы – «Сборник задач по арифметике» (на местном материале), М. М. Михайлов – по минералогии, Р. Д. Попов составил «Определитель растений Якутии».

Педагогической практикой руководили Л. П. Бубякина и Н. И. Егорова, заслуженные учителя школы ЯАССР. Зная, что у многих студентов переход от позиции ученика на позиции будущего учителя происходит не сразу, учитывая их педагогические способности, умело руководили педагогической практикой на основе взаимосвязи профессионального воспитания и профессионального становления студентов. Им помогали опытные методисты училища Н. П. Жирков, Н. П. Дмитриев, М. В. Золотарева, М. И. Захарова, В. И. Санников, Т. И. и В. А. Александровы, Т. П. Аммосова, Н. И. Егорова, Р. У. Унегинова, Е. А. Петрова, В. Ф. Иванов, Н. И. Федоров, М. И. и П. Н. Абрамовы, Е. Д. Олбутцева, В. Д. Каратаева, В. И. Протопопов и другие. Выпускники благодарны учителям-мастерам Базовой школы: П. И. Чиряевой, К. В. Донской, Р. М. Бандеровой, М. П. Спиридоновой, М. А. Тимофеевой, С. И. Алексееву и другим.

Единство обучения и воспитания студентов привело к комплексному подходу молодых педагогических кадров. Это означало необходимость добиваться подлинного единства всего учебно-воспитательного процесса, органического сочетания умственного, идейно-политического, нравственного, эстетического, физического и профессионального развития творческих сил способностей личности студента.

Внеурочными воспитательными мероприятиями руководили заведующие школьным отделением – Р. У. Унегинова и школьно-пионерским отделением – Т. И. Михалева. Хотелось бы особо отметить, что в училище всегда собирается многонациональный состав студенчества, где студенты воспитываются в толерантности, учатся жить и работать в интернациональной среде.

Победители награждались почетным правом фотографироваться у знамени училища коллективом (фотографии выдавали студентам бесплатно), бесплатной туристической путевкой по маршруту: Вилюйск-Мирный-Чернышевск-Вилюйск, Вилюйск-Якутск-Вилюйск и на Ленские столбы.

Сущностью социалистического соревнования в коллективе всегда было дружеское состязание, сотрудничество и взаимоподдержка.

Многие воспитательные мероприятия проводились активистами комсомольской и профсоюзной организации, низового совета спорта училища, в истории училища первым освобожденным комсомольским секретарем ПКО Вилюйского педучилища им. Н. Г. Чернышевского работала У. Ф. Кондакова. Комсомольцы были заводилами всех интересных мероприятий. Быть членом комитета ВЛКСМ ПКО ВПУ – большая честь и ответственность. Комсомольцы изучали материалы съездов и пленумов ВЛКСМ и КПСС. Успех педагогического коллектива в реализации задач, поставленных съездами, пленумами ВЛКСМ, КПСС и сессиями Верховного Совета СССР, РСФСР и ЯАССР зависел от личного вклада каждого преподавателя и комсомольца, их активности в идейно-политическом воспитании. Регулярно организовывались встречи с ветеранами комсомола и партии, проводились политчасы, выпускались политбюллетени на конкретные темы. Занятия политической учебы проводились по специальной программе с учетом курса студентов. В конце учебного года организовывался смотр-конкурс за право называться «Лучшей комсомольской группой», а Ленинский зачет по аттестации комсомольца имел девиз: «Учиться, работать, бороться по-ленински, по-коммунистически».

Первый студенческий строительный отряд «Сарда?а» тоже был создан под руководством У. Ф. Кондаковой в 1975 году. Отряд состоял из 25 бойцов. Комиссар – Люция Сортолова. Командир – Гаврил Винокуров

Фронт работы строительства коровника на ферме.

Тамалаканский наслег Верхневилюйского района отметил высокое качество строительства (коровник до сих пор функционирует), дисциплинированность, работоспособность и дружбу между бойцами, культурно-массовую и агитационную работу среди населения, шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны в сенокосе.

После У. Ф. Кондаковой освобожденными комсомольскими секретарями работали Е. П. Лыскаева и Л. М. Белых тоже инициативно, с комсомольским задором и огоньком.

Спортивно-массовая и оздоровительная работа в училище всегда была на высоком уровне. М. И. и П. Н. Абрамовы другие преподаватели (часто менялись до позднего вечера занимались со студентами в разных секциях). Сборные команды училища по волейболу, баскетболу выросли до призеров ССУЗ по Дальнему Востоку, по борьбе, легкой атлетике, лыжным гонкам чемпионами и призерами районных, зональных, республиканских, российских соревнований.

Эстетическое воспитание студентов тесно связано с развитием художественной самодеятельности. Каждый курс ставил концерт ежегодно, где студенты блистали своим талантом певца, танцора, чтеца, гимнаста и драм артиста. Выезжали на гастроли в наслега Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского и Кобяйского районов. Руководили концертом преподаватели музыки: Э. В. Миронов, Л. М. Фролов, В. Ф. Корженевская, В. Д. Каратаева, Е. Д. Олбутцева, К. И. Мегежевский, Б. А. Саратов и др. Гордостью училища были: оркестр народных инструментов (рук. Э. В. Миронов, В. Ф. Кудерский), духовой оркестр и вокально-инструментальный оркестр (рук. В. И. Санников), которые украшали не только концерты и вечера училища, но и города, района, республики. Вокальными ансамблями и хором студентов и преподавателей руководили В. Д. Каратаева, Е. Д. Олбутцева, Р. И. Бессараб и Э. В. Усович.

Ежегодно студенты и преподаватели участвовали в сельскохозяйственных работах, помогали совхозам Вилюйского и Верхневилюйского районов: сенокос, замена доярок, выращивание молодняка, уборка картофеля, капусты и зерновых культур, заготовка дров, подготовка к зиме сельскохозяйственных объектов и другие.

Студенты 70-х годов вспоминают родное училище теплыми словами, благодарны своим преподавателям, воспитателям и техническим работникам, в родных стенах встречают юбилеи курса и училища, направляют учиться детей и внуков.

Из них вышли отличные учителя, воспитатели, организаторы и ответственные работники, писатели и поэты, ученые, журналисты. Их преданность педагогическому призванию неоценимый вклад в развитие образования, неустанный труд, творчества и новаторство оценены по достоинству:  заслуженный учитель РФ; заслуженный работник образования РФ; почетный работник СПО РФ; отличник народного просвещения РФ; почетный знак «За активную работу в педобществе РСФСР»; лучший директор школы РФ; почетный работник общего среднего образования РФ; заслуженный учитель РС(Я); заслуженный работник образования РС(Я); отличник образования РС(Я); учитель учителей РС(Я); учитель 21 века; заслуженный тренер РС(Я); почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта РС(Я)»; ветеран труда; медаль «За трудовое отличие»; медаль «Гражданская доблесть»; знак отличия «370 лет Якутия с Россией».

Многие являются победителями конкурсов «Учитель года», «Учитель ученических признаний», «Лучший классный руководитель», обладателями и дипломантами международных, российских и республиканских грантов, лауреатами, стипендиатами различных фондов, занесены в педагогическую энциклопедию РС(Я).

За внедрение инновационных педагогических технологий, за творческий и исследовательский подход к работе присваивают следующие номинации:  педагог (учитель) – энтузиаст; педагог-новатор; педагог-мастер;  мастер своего дела; учитель-практик; учитель-руководитель; учитель-исследователь; учитель-творец и т.д.

Лучшие из лучших занесены в 2 и 3 том педагогической энциклопедии РС(Я).

Педколлектив училища 70-х годов, обогатив традиции, подняв на новый качественный уровень образовательное пространство и высокий уровень подготовки молодых педагогических кадров, завоевав общереспубликанское признание и авторитет, выполнил почетную миссию передачи эстафеты следующим поколениям будущих учителей.

Алексеев Е.Р.

Официальный сайт Вилюйского педагогического колледжа

Авторизация
*
*
Генерация пароля