Зоя Николаевна Борисова, методист ВПК
В рамках республиканских мероприятий в г. Якутске, приуроченных 95-летию нашего колледжа прошла акция под одноименным названием в двух школах: в средней общеобразовательной школе № 7 (директор С.Н. Федорова) и национальной политехнической средней общеобразовательной школе № 2 (директор А.К. Семенов).
Завершающий программу Дней Вилюйского педагогического колледжа этап ознаменовался новыми впечатлениями и знакомством с передовым опытом лучших образовательных учреждений города. Так, 16 февраля в школе №7 директор С.Н. Федорова очень ёмко и лаконично представила инновационную деятельность своей школы. Н.Н. Иванова познакомила с содержанием проекта «Самообучающаяся организация как условие формирования инновационной культуры педагога», реализуемого в рамках республиканской экспериментальной площадки. Опыт школы интересен тем, что задачи этого проекта реализуются на каждом уроке. Под руководством заместителя директора Н.Е. Егоровой школа целенаправленно воплощает в практику инновационные образовательные технологии. Проведена огромная работа по разработке критериев оценки и самооценки результативности обучения по каждому уроку, каждой теме. Открытые уроки учителей школы, выпускников Вилюйского педагогического колледжа, убедительно показали высокий уровень сформированности самообучения учащихся под умелым руководством всего коллектива учителей.
В школе проводится целенаправленная работа с молодыми педагогами, которая строится на весь учебный год по определенной системе. Формы работы самые разнообразные, с охватом всех сторон деятельности учителя: начиная от обучающих семинаров, заканчивая тематическими методическими неделями и конкурсами проектов.
Выпускники нашего колледжа дали 9 открытых уроков, где все присутствующие, в том числе, студенты колледжа, увидели, как реализуются новые инновационные технологии, направленные на повышение качества образования. Среди учителей школы, которые откликнулись на проведение мастер-класса, есть заслуженный учитель РС(Я) С.Р. Иванова. Молодые педагоги Софронеева М.С. (урок информатики), Семенова Л.И. (урок математики), Егорова С.В. (русский язык во 2кл.), Лазарева М.И. (математика в 4-м кл.), Фу-це Е.В. (математика во 2кл.), Саввинова Н.П. (русский язык в 3-м кл.), Неустроева А.А. (русская литература в 8 кл.) в режиме реального времени (что очень важно в методическом плане) показали умелое применение групповых и индивидуальных форм работы, высокий уровень использования ИКТ средств, высокую компетентность детей в оценке собственной учебной деятельности, таким образом, убедительно продемонстрировали, что школа в целом результативно работает на качество.
Отдельно хочется отметить мастер-класс Светланы Романовны Ивановой, посвященный обучению младших школьников решению арифметических задач. Учительница кропотливым трудом добилась полного методического обеспечения уроков математики. Настоящее ФГОС-качество уроков состоит из трех компонентов. Во-первых, создана уникальная материальная база и методическое оснащение уроков собственными авторскими учебными пособиями, дидактическими материалами. Во-вторых, технология организации деятельности детей – оригинальная и полностью оправданная целью учителя: одновременно половина класса решает задачи у доски, вслух проговаривая алгоритм решения задачи, другая половина класса самостоятельно работает за партой. Скорость выполнения задач, точные и четкие устные ответы детей отработаны до автоматизма. Выполненную работу дети оценивают очень придирчиво, находя какие-то незаметные для чужих глаз незаметные промахи. В третьих, наконец, собственный творческий потенциал учителя: отличные художественные способности, ИКТ-компетентность позволяют учителю достигать таких высоких результатов, что в 2017 году ее выпускники составили основной контингент 5-го математического класса. Действительно, высокий полет Большого учителя. Мы попросили Светлану Романовну приехать к нам с мастер-классом для студентов и преподавателей и учителей начальных классов в марте месяце.
Директор Светлана Нестеровна Федорова дает высокую оценку выпускникам Вилюйского колледжа. Особо отмечает С.Р. Иванову, ее высокий профессионализм, готовность оказать помощь коллегам, а также молодых учителей Марианну Семеновну Софронееву как перспективного коллегу, владеющего компьютерными технологиями, умеющего увлекательно строить учебный процесс и молодого математика Людмилу Ивановну Семенову, которая старается реализовать все новое в собственной практике. Главное достоинство наших выпускников она видит в таком похвальном качестве, как желание постоянно постигать и внедрять новые технологии.
Преподаватели колледжа также свои уроки дали в полном формате, реализовав все свои замыслы, весь свой лучший опыт в течение полного 45-минутного урока. Интерес вызвали уроки У.А. Васильевой, В.П. Николаевой, М.А. Софронеевой, их молодых коллег — преподавателей информатики Н.В.Васильевой, Л.А. Лебедевой. Таким образом, завершающий день акции «Учитель, которого ждут…» прошел в СОШ № 7 на одном дыхании, в одном ритме и полной гармонии позитивных эмоций учителей-хозяев и учителей-гостей.
А днем раньше в НПСОШ № 2 было проведено всего 19 уроков с участием 27 учителей, большинство из которых – выпускники нашего колледжа. Несмотря на то, что время уроков было сокращено до 20 минут, учителя постарались представить свой накопленный годами богатый опыт в разнообразном формате. Открытые уроки посетили представители «Золотого выпуска» — учителя с 50-летним педагогическим стажем, педагоги и студенты колледжа.
День открытых уроков начался с приветствия гостей и музыкальных номеров в актовом зале.
В форме мастер-класса проведено 10 уроков с участием 17 педагогов. По отзывам коллег, наибольшее одобрение получили уроки Т.А. Скрябиной, А.Ф. Саввиновой, учителей Саха гимназии, М.М. Поповой, учителя СОШ №17, Т.З. Егоровой, учителя СОШ № 6 и других. По отзывам коллег, заслуживают одобрения опыт Т.А. Скрябиной по применению якутского ударного инструмента в обучении первоклассников чтению. Короткие и длинные гласные, дифтонги у учителя приобрели свой звуковой символ, при чтении по слогам эти символы помогают ребенку быстро ориентироваться на буквы гласных и дифтонга, что, безусловно, содействует совершенствованию навыков правильного чтения. Добавим к этому, что учитель является автором и соавтором учебников по родному языку.
Отличную оценку уроку Т.З. Егоровой дала заслуженный учитель РС(Я) С.Р. Иванова (СОШ №7). Она отметила умение учителя строить учебный процесс по четкому алгоритму. Первоклассники демонстрировали умение работать в группе. Универсальные учебные действия, познавательная мотивация, интерес к окружающему природному миру у малышей сформированы на достаточно высоком уровне.
М.М. Попова демонстрировала опыт использования ИКТ-средств в обучении родному языку. «Творческий педагог как патриот родной республики работает на благо повышения качество образования», — отмечают все гости этого урока.
В актовом зале состоялся урок А.Е. Герасимовой «Учитель, позволь смиренно преклонить колени…» о профессии педагога. Представители «Золотого выпуска», студенты и школьники смогли на этом уроке вспомнить своих преподавателей и отдать им дань памяти. Состоялся очень волнительный, задушевный урок.
Гости, посетившие уроки А.А. Корниловой, О.В. Яковлевой, А.А.Ильиной, А.Д. Петрова и др. отметили интересный, заслуживающий одобрения педагогический опыт.
Отдельно хочется отметить урок трех учителей начальных классов СОШ №2 (В.С. Семенова, Н.С. Теплоухова, А.В. Старостина), познакомивших гостей с сингапурскими методами обучения и методом ментальной арифметики. Гости убедились, что использование цветного абака помогает учащимся быстро и качественно овладевать арифметическими действиями, а метод «квадрат» (условно назовём так) помогает максимальному приобретению навыков групповой работы и развития речи у учащихся.
Преподаватели колледжа У.А. Васильева, Е.А. Прокопьева, Р.В.Нестерева, В.П. Николаева, М.А. Софронеева в этот день представили уроки информационно-рецептивного характера. Каждый урок был своеобразен, методическое решение уроков – оригинальное.
Вот некоторые отзывы об уроке У.А. Васильевой: «…отличное владение английским языком…, умение устанавливать эмоциональную связь с учащимися…, доступность трудного языкового материала… и т.д.
Об уроке Е.А. Прокопьевой: «… школьники много нового узнали о характере человека, о психологических особенностях общения…, высока воспитательная ценность урока по отношению к людям с ОВЗ… и т.д.
Урок В.П. Николаевой был ориентирован на значимость родного языка в жизни человека, ознакомление школьников и деятельностью С.А.Новгородова вызвало большой интерес у обучающихся. Интересно построена практическая часть урока, где учащиеся попытались читать по латинскому алфавиту, также использованы материалы из семейного архива преподавателя.
Урок Р.В. Нестеровой о жизни и деятельности первого композитора М.Н. Жиркова построен в практическом формате и вызвал живой интерес у обучаемых. Школьники приобщались к произведениям композитора и, даже, за очень короткое время попытались петь его песню в два голоса.
А.Л. Неустроева, З.А. Константинова дали высокую оценку уроку М.А.Софронеевой: урок глубоко познавательный, интересный. За короткое время урока гости узнали много интересного о писателях, вышедших из стен Вилюйского колледжа в доступной форме и на содержательных ИКТ материалах.
От имени коллектива Вилюйского педагогического колледжа имени Н.Г. Чернышевского выражаем глубокую благодарность всем учителям и преподавателям, которые показали свое мастерство и умения, а также руководителям-директорам школ С.Н. Федоровой и А.К. Семенову за теплый прием, четкую организацию мероприятий.