«Слушая мир»

В Вилюйском педагогическом колледже имени Н.Г. Чернышевского 19 октября 2016 года открылась выставка «Слушая мир» Национального художественного музея РС(Я). В этом учебном году в музее Учителя открылась галерея на 20 кв м., где в последующем планируется проводить передвижные выставки музеев и галерей Республики, а также мастеров народного искусства. Официальные передвижные выставки Национального художественного музея Республики Саха (Якутии) являются жемчужиной и главным центром олицетворения художественного достояния Якутии. И нам, вилюйчанам, предоставлена честь приобщить  широкую зрительскую аудиторию  к собранию Национального художественного музея, якутской и русской культуре, исторической памяти через художественное искусство.

На открытии выставки приняли участие заместитель министра культуры и духовного развития  РС(Я) Николай Афанасьевич  Макаров,  руководитель научно-просветительского  отдела  Национального художественного  музея Республики Саха (Якутия) Посельская Сардаана Ивановна и заведующая виртуальными филиалами Национального художественного музея РС (Я) Кутугутова Галина Алексеевна.

Мы надеемся, что в рамках проекта  «Виртуальный филиал НХМ» будет осуществляться дальнейшее сотрудничество. Данное соглашение направлено на объединение культурных, творческих, профессиональных и информационных ресурсов для применения  в образовательных целях информационно-образовательных материалов, проектов «Виртуальный филиал НХМ РС (Я)» и «Русский музей: виртуальный филиал», а также для содействия  и проведения  совместных акций и мероприятий, способствующих возрождению и укреплению культурных, научных и деловых связей.

С напутственной речью и поздравлениями выступили глава муниципального образования «Город Вилюйск» Шипков  Александр  Гаевич, и.о. главы по социальным вопросам администрации муниципального района «Вилюйский улус (район)» Кудайбердиева Аксинья Андреевна.

Выставка «Слушая мир» будет работать с 19 октября по 9 ноября. А также, в течение учебного года планируется проведение музейных уроков в виртуальном музее.

Краткое содержание  выставки: « Народы Севера, живущие в суровых условиях Арктики, сформировали в местах «сакральной географии» свою культуру и сложные формы искусства. Неповторимая культура северных народов настолько необычна и интересна, что вызывает истинный интерес у всего мира. Выездная выставка «СЛУШАЯ МИР» включает 14 произведений якутских художников.

Зарождение профессионального изобразительного искусства связано с именем Михаила Михайловича Носова (1887-1960) — этнографа, живописца, графика. Художественное наследие Михаила Носова несет в себе ясный отпечаток времени, с его определенными поисками периода становления профессионального изобразительного искусства республики. В тематике работ художника прослеживается интерес к истории, этнографии, материальной культуре народа саха. Произведения автора отличаются  добротной  мастеровитостью, несомненна связь с народным искусством.

Ведущим мастером,  чье творчество  широко и масштабно представляет  искусство Республики Саха, является Действительный член Российской Академии художеств, народный художник СССР и Российской Федерации, лауреат Государственной премии России имени И.Е.Репина, заслуженный деятель искусств Якутской АССР, Президент Академии Духовности РС (Я) Афанасий Николаевич Осипов (1928). Художник глубоко предан  теме, которую обобщенно можно назвать – «Моя Якутия», куда входит множество тематических линий, сплавленных в мощное единство. Они своеобразно переплетаются в его картинах, психологически взаимодействуют в портрете, органично переходят одна в другую, в пейзаже.  В этом особая грань творчества мастера, умеющего создать образ-символ, слитый с образом родной земли.  В работах художника заключено представление о природных основах жизни на земле. В работах художника заключено представление о природных основах жизни на земле. Чувство покоя рождает теплый и благородный колорит осеннего пейзажа в картине «Народные писатели Якутии» (1974).

Первого профессионального юкагирского художника Николая Николаевича Курилова  (1949) интересует сплав прошлого и настоящего, вечного и вневременного. Произведения  прочно связаны с национальным типом мышления, с языком легенд и сказаний. Мастер, интерпретируя тему Севера,   творит собственный мир, где важна и притягательна передача эмоциональной атмосферы. В произведении «Поздняя осень» четко проявились черты, характерные для аппликаций Николая Курилова — поэтичность мироощущения, динамичность и раскованность композиции, выразительность контуров, изящная декоративность, подчеркнутая введением цвета.

Народный  художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии  РС(Я) имени П.А.Ойунского Афанасий Петрович Мунхалов (1935-2014) – один из тех замечательных мастеров, кто вывел в 1960-е годы графику Якутии на международную арену. Искатель и аналитик, он проложил свой неповторимый путь в эстампе. Произведениям Мунхалова присуща масштабность мышления, обращение к самым сложным темам, умение найти для них емкие образные решения.  Творческая программа художника сочетает в себе современное и вечное, личное и общезначимое. Это размышления о Добре и Зле, о позиции человека в современном мире, о непреходящих человеческих ценностях. Признанной визитной карточкой якутского искусства стала серия «Мой Север» (1965), где четко обозначилась склонность графика к символике, метафорам, что станет характерной чертой его произведений. В листах реализовано свое отношение к пространству: это активная среда, лишенная примет конкретного места и времени, интерпретированная автором в общефилософском контексте.

Творчество председателя Союза художников Якутии — Юрия Васильевича Спиридонова (1952) представлено картиной   «Хозяин Момских гор». Пространственное построение ее характерно для человека,  выросшего в тундре и привыкшего постоянно видеть над собой небо. Дальний план,  словно сценическая площадка, полускрыт приспущенным занавесом легких облаков. Все органично, целомудренно и ясно в этом извечном жизненном укладе с чередованием труда и отдыха, дающего повод к созерцательной углубленности.

Произведения Михаила Гаврильевича Старостина (1959) привлекают неординарностью мышления, остротой, пластической свободой выражения. Его работы удивляют неожиданностью образов и порой настойчиво вызывают в памяти определенные имена, что некогда высились в прошлые эпохи. Произведения Старостина прочно связаны с национальным типом мышления, с языком легенд и сказаний. Работа  «Дорога домой» выполнена в жанре философской притчи. На листе изображен  персонаж – человек с поклажей… Этот метод цикличности, образуя цепь сложных ассоциаций, символов, создает образ-тип, в котором концентрируются наиболее устойчивые черты национального характера – близость к природе, космосу. Охотник, несущий на себе не только весь нехитрый скарб и мечту о рыбе, но и само озеро. Художник ненавязчиво переводит эти мотивы в план бытия, философских раздумий о пути к цивилизации, о корнях, единстве с миром – в целом, о стремлении человека обрести свою дорогу к Истине, Красоте, Добру…

Туйаара Ефимовна Шапошникова, первый лауреат независимой общественной премии имени В.Васильева для молодых художников Якутии (2000 г.), успешно работает в станковой и книжной графике, пробует себя в живописи. В её произведениях получает новый импульс ориентация на народное искусство,  в частности, традиции сюжетных рисунков на плоскости.  Мягкая, чуть размытая цветовая гамма, в которую вкраплены яркие пятна в акварели «Весна», интенсивный, плотный колорит живописных пастелей, орнаментальная декоративность композиций пробуждают просветленное чувство покоя, постоянства и прочности бытия.

Андрей Васильевич Чикачёв (1967) – один из оригинальных представителей современной школы якутской живописи. В основе искусства художника — тонкий психологизм образов, выхваченных из детства, прекрасная и высокая игра классического искусства с воспоминаниями о детских годах, сложный колорит, тонкая, абсолютно осязаемая проработка деталей, неожиданные ракурсы и выразительность композиции. Героями его произведений часто являются дети, образы которых, удивительно чистые, искренние и оттого отчаянно пленительные, нередко выступают как альтер-эго самого художника и его ностальгии – «Мечта» (1997). Особая атмосфера экспозиции поможет зрителю окунуться в таинственный и завораживающий мир северного края, что будет познавательно как для взрослых, так и для  юных посетителей.

Вилюйский педагогический колледж благодарит в лице генерального директора  НХМ РС (Я) Аси Львовны Габышевой весь творческий коллектив Национального художественного музея РС (Я) за предоставленную возможность прикоснуться к прекрасному.

Айталина Иванова, методист музея Учителя.

dsc_0108 dsc_0175 dsc_0189 dsc_0212