Использование тренинговых занятий в работе психолога со студентами в условиях пед колледжа

Методически рекомендательная статья, педагога-психолога ВПК, Акимовой А.К.

     Тесная работа психолога со студентами начинается с первого курса. Адаптационный период, это время, когда вновь прибывшие первокурсники приспосабливаются к новым условиям своего жизненного этапа. Оторванность от привычных условий домашней жизни, отсутствие близких людей, предоставление саму себе.

Эта пора описывается, как период испытаний, когда проверяются личностные качества, умения вступать во взаимоотношения с другими людьми, умение планировать свой жизненный уклад. Именно в это время, важным для них является — как их примут, как к ним будут относится. Задаются вопросом, будет ли им комфортно здесь со своими одногруппниками, учителями? Что нового они узнают и смогут для себя постичь?

На этом важном этапе и для студентов, и для нас педагогов, является первостепенным, создание максимально комфортных условий для сближения. Этому, как раз, способствуют, встречи с психологом на специально продуманных и организованных занятиях. К таким занятиям относятся – психологические тренинговые занятия.

 Метод тренинговых занятий широко применяется в психологии. Слово «тренинг» — не означает ничего другого, кроме хорошо известного нам понятия «тренировка». Для того чтобы тренировка прошла наиболее эффективно и дала максимально возможный результат в данных обстоятельствах, тренер должен предусмотреть максимум условий, которые помогут обучающемуся  проявить все свои способности.

     Задача ведущего тренера – создать условия для активных самостоятельных действий самих обучающихся. Именно это принципиальное положение и определяет наш подход к разработке рекомендаций, для будущих педагогов, учителей методики использования активных тренинговых форм на занятиях, применительно для будущей своей профессии.

Специфика проведения тренинговых занятий такова. Педагог-психолог, прежде чем начать проведение тренингов в школе, должен дать ответ самому себе на два важнейших вопроса:

1. В чем заключается цель проведения психологического тренинга?

2. Есть ли минимально необходимые условия для организации тренинговых занятий?

Если говорить о цели и условиях, представляется очевидным, что если цель недостаточно осознана специалистом, то не стоит и начинать работу. Прежде всего потому, что в таком случае эта работа становится совершенно бессмысленной и невозможно понять, какой именно тип психологического тренинга следует реализовывать. В отличие от других методов работы практического психолога, направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы. Однако эта общая цель может быть конкретизирована в ряде более узких целей. Условия проведения групповых тренингов может состоять из следующих моментов:

а) требуемого уровня квалификации психолога как группового тренера, то есть его подготовленность к ведению тренинговых занятий;

б) помещения для проведения таких занятий и его достаточную оснащенность;

в) группы людей (учащихся или учителей), желающих принять участие в подобной работе;

г) тщательно разработанной программы психологического тренинга.

Это значит, что у самого тренера должен быть личный опыт многократного участия в психологических тренингах разного типа, а также ведения групп в качестве ассистента.

Помещение должно быть изолировано от шума и участия посторонних вмешательств и помех.

Временная продолжительность настоящих тренингов может длиться от 30-45 минут до три-шесть часов с разовым перерывом 10 минут, то помещение должно быть соответственно хорошо проветриваться, и по своей площади должна быть соответствующей. Очень хорошо, когда помещение большое и группа находится на его половине, а во второй половине можно отдохнуть (наличие матов, ковровых покрытий, наличие релаксирующих ТСО для проведения медитаций и ряда упражнений телесной терапии).

Цель групповой тренинговой работы состоит в следующем:

psyc-posts-001

По всем правилам организации пространственно-предметной среды для тренингов содержит следующие требования:

• кабинет (не менее 18 кв. м), пригодный как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории;

• ковровое покрытие;

• свободно передвигающиеся учебные столы и стулья.

Минимально необходимые требования к оборудованию:

• стол и стул на каждого ученика;

• доска (стенд для вывешивания плакатов или флипчарт);

• цветные карандаши (или фломастеры), краски и кисточки на каждого участника;

• листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А4 и А3);

• картонные карточки (размером 9х12 см или чуть меньше)

• маты;

• набор разнообразных игрушек.

Желательны:

• телевизор;

• видео- и аудиомагнитофоны;

• компьютер;

• зеркала на стенах, скрываемые шторками.

Время занятий:

• продолжительность каждого занятия: от 35–45 минут до 3 часов с одним 10-минутным перерывом;

• частота: рекомендуется не реже одного раза в неделю; возможно проведение тренинга-марафона в выходные дни (по 6 часов в день).

Тренер организуя свое занятие опирается на следующие правила: при этом должен знать, что каждая проблема, с которой сталкивается клиент, является «симптомом» не освоенности тех или иных компонентов деятельности.

1. вначале выясняется во всех деталях круг проблем клиентов.

2. на основании этого круга составляется «психологическая матрица» необходимых для освоения компонентов деятельности.

3. с нее снимается «тренинговая калька» — содержание тренинга, в котором для каждого компонента деятельности подобрано то или иное упражнение, ситуация и т.д. (Безусловно, в одном упражнении может осваиваться несколько компонентов деятельности, а один и тот же компонент — реализовываться в разных упражнениях и ситуациях.)

Важным моментом является – желание обучающихся (или учителей) стать членами тренинговой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому приглашая на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели такой работы и ее формы и сформированность явки на тренинговые занятия. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родителей на участие в тренинге.

Перед началом занятий психолог должен подготовить примерную программу психологического тренинга. Разумеется эта программа является ориентиром, поскольку в процессе работы возможны изменения в направлении ведения группы. Однако наличие программы является обязательным. Поскольку ее подготовка позволяет четко осознать основные пути достижения поставленной цели. Автор С.Д. Дерябо предлагает простой алгоритм выбора содержания тренинга:

psyc-posts-002

В идеале разработанная программа тренингового занятия должна быть утвержденной. Ее могут утвердить на кафедре «Педагогики и психологии» непосредственно в ОУ. По окончании занятий программа может быть пересмотрена, уточнена и — как прошедшая проверку – утверждена окончательно.

В процессе тренинговых занятий психолог исходя из запросов клиентов добивается следующего:

  1. Вырабатывает у обучающихся конкретный опыт, в виде собственных практических попыток обучающихся сделать что-то;
  2. Формирует умение делать в группе рефлексивное наблюдение – в виде самостоятельного, группового анализ происходящего, попытке разобраться в том, что способствовало, а что препятствовало успешной деятельности;
  3. Способствовать развитию абстрактной концептуации, попытке сделать обобщение на абстрактном уровне, знакомство с имеющейся теорией;
  4. Умение активно экспериментировать, освоение умений и навыков в различных ситуациях.

Об этом подробнее мы можем увидеть на следующей схеме.

psyc-posts-003

Оформляя документацию по проведению занятий пишется такой протокол:

psyc-posts-004

В качестве заключения, хочется сказать, что нет одинаково эффективных конспектов занятий. Каждая авторски собранная и разработанная программа занятия, несет в себе индивидуальный, присущий только для него одного, особое значение, ведь в ней решаются конкретные задачи. Поэтому разрабатывая «свое родное», нельзя боятся погрешностей.

Научиться практически проводить такого рода занятия у себя в учебном заведении, считаются большой удачей для студентов, так как посещение и участие на таких занятиях (педагогов-практиков), осуществляется на платной основе, в специальных учебных заведениях (институтах психологии, кафедрах), где тренеры — консультанты, приглашаются из центральных ВУЗов.

Нет волшебных сценариев, нет универсальных инструментов, нет чудодейственных рецептов, пригодных на все случаи жизни. Потому что – разговоры об уникальности личности каждого человека, оскомину давно набившие, не пустые. Потому что – мы и в самом деле все разные: и ученики, и учителя, и ведущие, и участники групп. Потому что каждый день – «не такой, как вчера». И потому что «нельзя дважды в одну и ту же реку…». А кроме того не раз уж напоминали лучшие умы: воспитывает не метод, а личность.  Поэтому и учат в педагогических учебных заведениях не тиражированию кем-то созданных планов и сценариев занятий, а общим принципам их создания, методологическим основаниям и методическим приемам.

Если Вас заинтересовала данная статья, в последующем приложим примерный конспект тренинговых занятий и поместим в папку методических советов психолога. Желаем Вам удачи! Успехов в поиске улучшения!

Официальный сайт Вилюйского педагогического колледжа

Авторизация
*
*
Генерация пароля