В начале 90-х годов происходят в СССР крутые перемены. В 1991 году было подписано соглашение о прекращении существования СССР и об образовании СНГ. В1990 году вторая сессия ВС ЯАССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Якутской — Саха ССР для укрепления государственности в составе РФ. И это явилось решающим толчком для развития экономической самостоятельности Республики Саха, для возрождения духовного потенциала ее народов, для установления внешних экономических связей. В1991 году был избран первый президент ЯАССР М.Е.Николаев. Разработана концепция обновления и развития национальных школ.
Экономические реалии современной действительности конца 90-х годов, обусловленные проникновением рыночных отношений во все сферы жизни, стремительно вырастающая конкуренция на общественном и региональном рынке трудовых вакансий, ставят перед высшим и средним профессиональным образованием республики задачу подготовки специалистов педагогического профиля, которые будут работать в условиях обновления общества и школы XXI столетия в мировом образовательном пространстве.
Наш колледж до сих пор является единственным средним специальным заведением, готовящим национальные педагогические кадры для республики. И поэтому в период реализации суверенитета Республики Саха и децентрализации образования, внедрения Концепции обновления и развития национальных школ и детских дошкольных учреждений коллектив педучилища в 90-е годы внес неоценимый вклад в процесс возрождения и сохранения национальных традиций якутского народа.
В 1990-1999 годы перед коллективом педагогического училища ставились следующие задачи: совершенствование содержания всего учебно-воспитательного процесса, повышения качества обучения, разработка учебных программ по новым предметам и дополнительным предметам, воспитание будущих учителей, воспитателей в духе национальной и этнокультурной толерантности, также сознательного отношения к труду, развитие у них нестандартного творческого мышления в связи с рыночными отношениями. Изменения, происходившие в нашем обществе прямо отразились на учебной деятельности училища. Учебные планы, утвержденные в июне1992 г. министром образования Республики Саха Е.П.Жирковым, были составлены с учетом учебных планов школ. Исходя из потребностей в кадрах по новым предметам, введены новые предметы и дополнительные специализации «Учитель якутского языка в русской школе», «Руководитель фольклора», «Организатор детского декоративно-прикладного искусства», «Руководитель детского хореографического коллектива», «Учитель национальной культуры» и.т.д. Согласно принципам концепций обновления и развития национальной школы и детских дошкольных учреждений предметно-цикловые комиссии вносят в содержание и структуру предметов национально-региональные компоненты. Таким образом, коллектив с большим одобрением воспринял предложение об открытии колледжных групп по подготовке учителей якутского языка и литературы.
В 1992 году было открыто новое отделение, готовящее учителей якутского языка и национальной культуры в 1-9 классах якутских школ. В создание отделения якутской филологии и культурологии внесли большой вклад директор педагогического училища Н. П.Куличкин и преподаватель якутского языка и литературы У.Ф.Кондакова. И это открытие колледжного отделения стало верным шагом на пути обновления и развития старейшего национального учебного заведения в Республике Саха.
С 1994 года дошкольное отделение перешло на колледжное обучение по новому плану, составленному на основе учебного плана факультета дошкольной педагогики и психологии ЯГУ.
Открытие отделения английского языка было обусловлено возросшим интересом школьников и учителей республики к изучению иностранных языков в условиях межкультурной и экономической интеграции мирового сообщества и потребностью населения в квалифицированных учителях английского языках. На основе договора между Якутским государственным университетом и Вилюйским педагогическим училищем был составлен учебный план, интегрированный с учебным планом факультета иностранных языков ЯГУ. Отделение начало работать с 1999 года.
Школьное отделение является фундаментом педагогического училища. История развития Вилюйского педагогического училища начинается со школьного отделения. Школьное отделение подготовило не только учителей начальных классов, но и педагогов разного профиля. До 1990 года воспитателей продленного дня, а с 1990-2002 г.- школьных психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, учителей английского языка, руководителей изодеятельности. С 1997-2002 г.г.- учителей математиков для неполных средних школ, тренеров по спортивно-бальным танцам. На школьном отделении с начала 1990-91 уч. года преподаватели, посоветовавшись с учебной частью, решили практическую часть методик вести на родном языке. Они встретили немало трудностей, так как тогда не было методических пособий, единой методической терминологии. В эти же годы начата дополнительная специализация «Преподавание якутского языка в русских начальных классах», разработан проект программы обучения данной дисциплине, по которому проводились занятия со студентами и практика в школах.
В период возрождения национальной культуры и народного искусства традиционное народное прикладное искусство Якутии являлось объектом изучения на занятиях по ИЗО и труду в училище. В новом 1992-93 учебном году в колледжных группах был введен специальный предмет «Прикладное искусство Якутии».
Реализация концепций обновления и развития национальной школы и детских дошкольных учреждений дали ощутимые ростки: повышалось качество успеваемости учащихся, возрождалась национальная культура, создавалась база для нового звена непрерывного образования колледжа.
Согласно новому учебному плану, изменялись и обновлялись содержание и формы организации педпрактики. Активному внедрению идей концепции способствовало прохождение всех видов педпрактики в национальной школе. Наиболее отчетливо это было видно в период преддипломной практики и практики по специализации «Руководитель фольклорных занятий в школе».
В 1990-99 годы в училище накоплен большой опыт по воспитательной работе, многие формы которой стали традицией и получили дальнейшее развитие. Большую роль в воспитательном процессе играла организация самоуправления студентов. Самоуправление является важнейшим и эффективным средством профессионального и гражданского становления личности будущего специалиста. Ряд лет практиковалось проведение «дней самоуправления», ежемесячно проводилась профессиональная аттестация учебных групп. В связи внедрением концепции обновления и развития национальных школ, основанной на традициях народной педагогики, в плане учебной-воспитательной работы намечены конкретные пути ее реализации. Разнообразнее стала внеклассная работа, которую проводили преподаватели педагогики и классные руководители. Действовал клуб «Саха саргыта». В рамках этого клуба были проведены различные занятия: «Сир тµннµгэ» викторины, «Кут-сµр оскуолата», объединение «Кэскил».
В последние 90-е годы в училище выработана оптимальная структура методической работы, которая способствовала повышению педагогического мастерства, изучению, обобщению, распространению ППО, стимулированию профессионального роста преподавателей. Впервые в республике в апреле 1992 г. проведен конкурс «Преподаватель года ССУЗ». По итогам конкурса победителем стал преподаватель педагогики и психологии нашего училища Алексеев Евгений Романович. Ему присвоено звание «преподаватель – методист». В 1994 году преподаватель якутского языка Кондакова Ульяна Федоровна стала победителем этого конкурса, ей также была присвоена номинация «Преподаватель ССУЗ РС(Я)». В1995 г. в г. Хабаровске участвовала на конкурсе « Преподаватель ССУЗ Дальневосточной зоны» и стала финалистом конкурса. Преподаватели входили в состав авторских групп Министерства образования по разработке новых программ и учебников для якутских школ: Олбутцева Е.Д.(музыка), Кондакова У.Ф.(якутский язык), Алексеев Е.Р.(программа для педклассов). Авторами учебно – методических пособий для учителей начальных классов и воспитателей детских садов являются преподаватели Аммосова Т.П., Попов Р.Д., Кондакова У.Ф, Егорова З.В.
В соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 03.03.97 г. .№ 60 « О создании сети Президентских школ», в целях поддержки и развития школ нового типа, создания реального многообразия в сфере образования Вилюйскому педагогическому училищу придан статус Президентской школы. Обьявление Министерством Образования РС (Я) 1999-2000 года — годом педагогического мастерства — послужило ярким стимулом к повышению творческой активности наших преподавателей.
Проделана огромная работа по совершенствованию образовательного процесса:
— проводится дальнейшая корректировка учебных планов всех отделений;
— разработаны основные нормативные документы училища для перехода в колледж (Устав ОУ, Концепция развития непрерывного педагогического образования в Вилюйском педагогическом училище, Программа развития училища до 2025 года, Программа эксперимента «Творческие студии» и другие);
— разрабатываются и корректируются преподавателями рабочие программы учебных дисциплин, творческих студий;
— созданы необходимые условия для функционирования английского и физкультурного отделений;
— большое внимание было уделено на организацию научно-исследовательской работы педагогов и студентов (Научное студенческое общество, курсовые и дипломные работы).
По итогам успешной защиты Программы эксперимента приказом министра PC (Я) Михайловой Е.И. Вилюйское педагогическое училище объявлено экспериментальной площадкой республиканского масштаба по подготовке учителей со второй специальностью (ноябрь2000 г.) «Педагог дополнительного образования». В последние годы в училище выработана оптимальная структура методической работы, которая способствует повышению педагогического мастерства, изучению, обобщению, распространению ППО, стимулированию профессионального роста преподавателей.
Сохраняя традиционные формы работы, такие, как научно-практические конференции, педчтения, конкурсы, творческие отчеты преподавателей, мы возобновили ранее практикуемые формы- педконсилиумы, выпуски методбюллетней, коллективные поездки по обмену опытом работы, также заложили новые — изучение системы работы школ, руководимых нашими выпускниками разных лет; «Дни педагогического училища» в школах улуса, региона; «Творческий отчет выпускника училища», Недели ПЦК, «Педагогические мастерские» другие.
Благодаря такой структуре все члены педколлектива участвуют в методической работе согласно своим интересам, опыту работы, творческим потенциалам.
Уровень образовательного процесса, дающий выпускникам повышенный уровень образования, требует от преподавателей поиска путей повышения квалификации.
Только за эти годы (1999-2000) получили высшее образование 5 преподавателей (Васильева М.С., Корякина З.И., Васильев Г.Е., Васильева Г.И., Мойтохонова A.M.), учились заочно преподаватели (Романова О.Г., Местникова Л.Н.) — с целью получения второго высшего образования). Более 30 преподавателей прошли курсы ПК: в Москве (4), в Якутске (4) и Вилюйске. В работе различных семинаров, конференций, совещаний форумов улусного, республиканского масштаба участвовало более половины педколлектива. Четыре преподавателя воспользовались творческими отпусками, как соискатели ученых степеней, для сдачи экзаменов, работы в библиотеках Москвы и Якутска.
Одним из больших достижений Года педагогического мастерства считается защита диссертации и получение ученой степени кандидата педагогических наук Волчок Т.И. А также увеличение числа аспирантов и соискателей ученых степеней из числа наших преподавателей до 16 человек.
С удовлетворением можно еще раз отметить возросшую активность преподавателей, их стремление показать результаты своего труда, поделиться опытом работы.
Проведены творческие отчеты, вечера преподавателей Слепцовой И.Д., Никифоровой Л.К., Михалева Б.А., Васильева В.В., Матвеевой Е.И., Алексеева Е.Р.
Проведена презентация ПЦК преподавателей культурологии.
На ежегодных внутриучилищных педагогических чтениях прошлого года участвовало 8 преподавателей (Петрова И.Е., Слепцова И.Д., Степанов А.С., Васильева М.С., Васильев Г.Е., Петрова И.И., Корякина З.И., Егорова Н.И.), из них жюри одобрило 3 доклада Петровой И.И., Петровой И.Е, Васильевой М.С) и рекомендовало их на республиканские педчтения ОУ ДН и СПО.
По итогам республиканских педчтений Петрова И.И. награждена Почетной Грамотой Департамента за творческий подход в раскрытии темы доклада.
Проведена научно-практическая конференция на тему «Проблемы социальной и профессиональной мобильности педагогов», где с докладами выступили 6 преподавателей ( Аммосова Т.П., Петрова А. Д., Волчок Т.Н., Народова В. И.,
Никифорова Л. К. Михалева Т. И.) — март 2000 года.
Нетрадиционно, с участием преподавателей прошла научно-практическая конференция студентов «Здоровое поколение — будущее народа» -апрель 2000г.
В марте проведен традиционный конкурс «Преподаватель года училища», где участвовало 4 преподавателя (Волчок Т.И., Тимофеева Л.К., Семенова Р.С., Ильинова А. Е.). Победитель конкурса — Волчок Т.Н.
Волчок Т.И. участвовала в республиканском конкурсе «Преподаватель года ССУЗ — 2000», где заняла почетное третье место.
Впервые, после большого перерыва, возобновили выпуск Методбюллетней (по ПЦК). Всего выпущено 6 номеров.
Проведены Недели ПЦК преподавателей общественно- естественного цикла (ноябрь), иностранных языков (декабрь), русского языка и литературы (декабрь 99г.), дошкольных дисциплин (март), культурологии (апрель20 00г.).
Всего проведено 47 открытых уроков и 4 открытых внеклассных мероприятия. Преподаватели ПЦК педагогики и психологии провели – 10 общественно — естественного цикла – 4 иностранных языков — 6 русского языка и литературы — 5 якутского языка и литературы — 6 культурологии — 5 дошкольных дисциплин -10.
В январе во время зимних каникул была организована коллективная поездка по обмену опытом работы в Намскую школу I ступени, Намское педучилище, ЯПУ-1 (15 преподавателей).
Главная цель — изучение системы работы школы, руководимой нашим выпускником 1972 года Егоровым Валерием Ефремовичем. Школа работает по нетрадиционной системе обучения Занкова. По приезду был организован методсеминар для преподавателей.
Изучение систем работы школ, руководимых нашими выпускниками, продолжается. Не только изучение, но и оказание практической методической помощи. Такая работа ведется со школой № 2 I ступени (Комаров Александрович Игоревич).
«Дни педагогического училища» проведены школьным отделением и отделением ЯФ и К в Кысыл-Сырской СШ, Чочунской, Харбалахской СШ Верхне-Вилюйского улуса с открытыми уроками преподавателей, студентов, круглыми столами, методическими семинарами, концертами студентов.
Одной из новых форм было проведение «Творческого отчета выпускника училища». Это отчет выпускника 1951 г., доктора филологических наук, профессора ЯГУ Тобурокова Николая Николаевича (февраль2000 г.).
Организованы и проведены:
-вечер памяти Попова Р.Д. (заслуженного тренера ЯАССР, отличника просвещения РФ, преподавателя-методиста, автора методических пособий по природоведению, шашкам) — ноябрь1999 г.
— день памяти Куличкина Н.П. , заслуженного работника образования PC (Я), отличника просвещения РФ, директора училища с 1985-1999гг.
Одним из главных достижений Года педагогического мастерства мы считаем издание и выход в свет:
-учебника «Сыккыс» — книги для чтения в I классе. Авторы — Кондакова У.Ф., Леонтьевой У.Е. Он вошел в число лучших учебников России и потому получил возможность дополнительного издания в г. Пензе в количестве 4 тысяч экземпляров.
-монография «Математические олимпиады младших школьников Республики Саха (Якутия)». Автор Аммосова Т.П.
Кроме этого:
преподавателем Васильевым В.В. составлен, отредактирован сборник песен самодеятельного композитора, заслуженного работника культуры Республики Марии Игнатьевны Константиновой «Кылы-кылы кылыбырай Кемус тимэх баяным».
Под редакцией Кондаковой У.Ф, выпущен сборник статей о Николае Петровиче Куличкине «Призвание — директор».
В декабре — январе этого года впервые в училище проведен конкурс «Учитель ученических признаний». Победителем стала Назарова В.М. Она участвовала на II туре этого конкурса в г. Якутске.
Впервые апробировали новую форму распространения опыта работы преподавателей «Педагогическую мастерскую». 4 педагогические мастерские были открыты в дни работы Сентябрьского совещания работников образования улуса с участием наших преподавателей (Алексеева Е.Р., Шамаевой А.В., Кондаковой У,Ф., Семеновой Р.С., Прокопьевой А.К., Васильевой М.С., Прокопьева СТ., Алексеевой С.Е., Народовой В.И.), учителей — выпускников училища и студентов.
Сегодня образование — главная социальная ценность, которая обеспечивает духовную, материально-экономическую свободу каждого человека — и студента, и преподавателя.
Софронеева М.А.