40 годы. Сороковые… роковые…

Вилюйское училище в сороковые годы окончили более 460 человек. В 1940 году окончили училище 48 человек. Постановлением педсовета ВПУ от 21 июня1941 г. было выпущено 36 человек с присвоением звания учителя начальной школы. На следующий день, узнав о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу Родину, выпускники перечислили в фонд обороны 4000 руб., собранные платными концертами, заготовкой дров и другими видами работ в течение всего учебного года. (Из воспоминаний советского партийного работника Е. Т. Герасимова). Это первая помощь ВПУ фронту.

В годы войны вся учебно-воспитательная работа училища была подчинена задачам того времени: действовала круглосуточная охрана училища и прилегающих к нему объектов, складов, общежитий; была создана группа местной противовоздушной обороны в составе противопожарного, аварийно-восстановительного, санитарного звеньев и звена охраны порядка; были введены обязательные военные занятия для всех учащихся, включая и заочников. Военно-физическая подготовка учащихся велась по специальному учебному плану, по 7 часов в неделю.

На основании приказа Наркома просвещения РСФСР и Наркомпроса ЯАССР за № 501 от 18 октября1941 г. «О переходе на новые программы военной подготовки учащихся» были изданы приказы об организации строевых и нестроевых взводов и об их обязательных практических занятиях. Каждый боец строевого подразделения был обязан иметь при себе ранец с грузом в10 кг, макеты четырех гранат и лопату, а бойцы нестроевых групп должны были проходить практику в городской больнице.

Осенью1941 г. были призваны в ряды РККА первые 8 преподавателей ВПУ.

Все члены коллектива училища старались оказывать помощь фронту. В ноябре1941 г. преподаватели решили помочь строительству танковой колонны 6—7-дневной зарплатой, а учащиеся выделили 3332 руб. 50 коп, из своей стипендии. Уже в октябре1941 г. начался сбор теплой одежды для воинов Красной Армии. Преподаватели в1941 г. подписались на государственный заем в сумме 13720 руб. и внесли всю сумму за 1-2 месяца.

В связи с военным временем смета педучилища в1941 г. была сокращена на 41915 тыс. руб. «В учебном корпусе и общежитиях было очень холодно, замерзали чернила, писали в перчатках». (Из воспоминаний М. Платоновой, которые хранятся в комнате-музее училища). В то время государственного интерната не было. С 1 апреля1942 г. стипендия выплачивалась в сумме от 100 до 200 рублей в зависимости от успеваемости и к тому же с1940 г. каждому учащемуся надо было вносить плату за обучение в размере 150 рублей в год и за пользование общежитием 5 рублей в месяц, за пользование постельными принадлежностями 2 рубля в месяц. (ДГА ЯАССР, ф. 888, оп.6, ед. хр.36, л. 31).

«Несмотря на острый недостаток финансов, продуктов, одежды, энергичный руководитель, директор И. Л. Гутин сделал все возможное, чтобы мы успешно продолжали учебу, он установил строжайшие требования к учебно-воспитательной работе, создал атмосферу полувоенной дисциплины, проводил терпеливую воспитательную работу, чтобы мы обязательно доучились и окончили училище», — пишет советский и партийный работник А. И. Николаев. «Если он бы был формалистом, несправедливым, незаботливым, я вынужден был бы бросить учебу», — пишет о директоре И. Л. Гутине заслуженный учитель школы РСФСР и ЯАССР Д. С. Спиридонов. (Из газеты «Коммунизм сарданата» от 19 октября1972 г.).

Несмотря на трудности военного времени И. Л. Гутин добился открытия столовой, бани для учащихся.

Война явилась серьезной проверкой политических и деловых качеств каждого студента, учителя. Комсомольцы требовали от каждого члена выполнения всех обязанностей, которые возложены на них военным временем. Отдельные курсы добивались хорошей успеваемости. В подтверждение этому приведем примеры из одного архивного материала: «В классе 20 учащихся. Из них 9 комсомольцев. Абсолютная успеваемость 95 процентов… В классе имеются отличники: Миронов, Архангельский, Шадрин, Кардашевский.

Все учащиеся занимаются военным делом. Особенно хорошо занимаются М. Миронов, И. Давыдов, И. Бубякин, Н. Бубякин», — написано от 6 января1942 г. (ЦГА ЯАССР, ф. 888, оп.6, ед. хр.19, л. 11).

Другой показатель: по итогам сплошной педпрактики 1942-43 учебного года из 30 практикантов 96 процентов дали на «4» и «5» (ЦГА ЯАССР, ф. 888, оп. 6, ед. хр.8, л. 1).

Работники и учащиеся горячо поддержали обращение коллектива Якутского кожевенно-обувного комбината и трудящихся Якутии о сборе средств для посылки подарков командирам, политработникам и бойцам героической Красной Армии в «день ее славной 24-й годовщины. В результате 21 февраля1942 г. было отчислено 1400 руб. 29 коп. преподавателями, рабочими и служащими, а учащимися — 1938 руб. 29 коп., а 23 октября1942 г. были собраны деньги в сумме 1403 руб. (ЦГА ЯАССР, ф. 888, оп. 6, ед. хр.43, л. 33).

Коллектив училища внес 20000 руб. на строительство танковой колонны, о чем доложил И. В. Сталину. В ответ на это от Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР получили приветственную телеграмму и благодарность за помощь фронту. 3 марта1944 г. был проведен митинг, посвященный этому радостному событию. (ЦГА ЯАССР, ф. 888, оп. 6, ед. хр.71, л. 6). В то время директором был И. Я. Тукайнов.

Из паспорта училища, составленного 10 февраля1944 г. читаем: «Питание выдается 3 раза: утром — каша с сахаром из40 г. крупы ржаной, стоимость — 25—29 коп., обед — суп из заячьего мяса с капустой, с картошкой — 83—85 г (стоимость 90 коп. — 1 руб.), вечером — стакан чаю по 5 коп.».

В те трудные военные годы собирали средства в помощь населению, освобожденному от немецкого рабства. Так, например, в 1943-44 учебном году — 300 руб. и в помощь семьям фронтовиков — 326 руб. (ЦГА ЯАССР, ф. 888, оп. 5, ед. хр.62, л. 14).

Комсомольцы проводили различные субботники и воскресники по заготовке дров для училища и для семей фронтовиков, по ловле рыбы для столовой педучилища, что давало возможность улучшить питание учащихся, которых снабжали по группе служащих; ставили спектакли, читали лекций, беседы на политические темы, составляли сообщения с фронтов.

Преподаватели педучилища много энергии отдавали улучшению воспитательной работы среди учащихся. Например, в 1942-43 учебном году было проведено митингов и докладов на 16 различных тем. (ЦГА ЯАССР, ф. 888, оп. 6, ед. хр.40, л.2). Особое внимание уделяли урокам физической культуры и военной подготовки. Преподавателем этих дисциплин был Г. И. Знаменщиков. Учащиеся проходили строевую, стрелковую и лыжную подготовку, а многие из числа допризывного возраста в период летних каникул — месячные лагерные сборы по допризывной военной подготовке. Из сведения о зачетах по допризывной подготовке учащихся ВПУ за 1942-43 учебный год видно, что 80 процентов полученных на зачетах оценок составляют «отлично» и «хорошо». (ЦГА ЯАССР, ф. 888, оп. 1, ед. хр.19, л. 6).

Выпускники военных лет с глубоким уважением и с большой благодарностью вспоминают о Г. И. Знаменщикове, который воспитывал в них требовательность к себе, точность, аккуратность, самодисциплину, стойкость.

Отдельные преподаватели в те трудные годы войны работали с большим творческим подъемом и заслуженно пользовались всеобщим уважением. «Наши преподаватели в очень тяжелое для всех время трудились героически, они не жалели себя, времени, здоровья. Отношения их друг к другу были самые дружеские, любые вопросы решали сообща», — пишет Д. С. Спиридонов. — (Из газеты «Коммунизм сарданата» 19 октября1972 г.). Я счастлива тем, что училась у настоящих добрых, требовательных, знающих педагогов», — пишет заслуженная учительница школы ЯАССР Е, А. Егорова.

Выпускники сороковых годов свою искреннюю благодарность выражают преподавателю математики и физики И. С. Буслаеву, который был призван в ряды Советской Армии летом1944 г. и погиб в Югославии; Ф. Е. Винокурову — преподавателю русского языка и литературы, одному из первых заслуженных учителей республики; Е. А. Знаменской — преподавателю истории, И. Н. Черемкиной — завучу, преподавателю географии, впоследствии ставшей заслуженной учительницей школы РСФСР и ЯАССР. М. И. Расторгуевой (Моисеенковой) — преподавателю математики и др. На уроках они применяли разные методы: новый материал умело связывали с ранее пройденным, использовали новости с фронта, документальные материалы, диапозитивы, художественную литературу, проводили различные опыты, в результате чего добивались глубоких прочных знаний.

Воспитание общественной активности было одним из главных звеньев воспитательной работы. Недаром выпускники 1946 года советский и партийный работник Д. Н. Семенов и редактор газеты «Бэлэм буол» Н. И. Протопопова пишут о том, что в училище получили первые навыки общественной работы.

Из выпускников сороковых годов заслуженными учителями школы РСФСР и ЯАССР стали 25 человек, заслуженными работниками народного хозяйства РСФСР, ЯАССР стали более 10 человек. В пед. энциклопедию вошли более 30 человек. Многие выпускники работают в научных учреждениях, учеными стали 8 выпускников: Воронкин М.С. – доктор филологических наук,  Борисов П.П. – доктор педагогических наук, Иванов С.А., Афанасьев П.С. – кандидаты филологических наук, Каратаев И.И. – кандидат педагогических наук, Николаев С.И., Сидоров Е.С. – кандидаты исторических наук, Докторов П.И. – кандидат экономических наук.

Аммосова Т.П., преподаватель ВПУ, выпускница училища 1958 г.

Официальный сайт Вилюйского педагогического колледжа

Авторизация
*
*
Генерация пароля