Научно-практическая конференция РАО по реализации моделей непрерывного педагогического образования (08.11. 2018 г., г. Москва)

В целях выполнения задач Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», подпрограммы 1 «Реализация образовательных программ профессионального образования», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 ФГБУ «Российской академией образования» в г. Москве 8 ноября 2018 г. проведена научно-практическая конференция по реализации моделей интеграции среднего профессионального педагогического образования в непрерывную систему подготовки педагогических кадров.

Организаторы: РАО совместно с Московским педагогическим государственным университетом и Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д.Ушинского.

На пленарном заседании выступили:

  1. О.Ю.Васильева, министр просвещения РФ, д-р пед.наук.
  2. В.С. Басюк, зам. президента РАО, д.психол.наук.
  3. Ю.П.Зинченко, и.о. президента РАО, академик, д-р психол.наук.
  4. М.В.Груздев, ректор Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.
  5. М.Е.Лавров, председатель Ассоциации педагогических колледжей, дир-р Ярославского пед.колледжа, к-т пед.наук.
  6. Е.А. Комарницкая, руководитель Учебного центра ФГБУ «Российская академия образования», к-т пед.наук.
  7. И.Э.Кондракова, рук. аппарата ФУМО ВО Образование и педагогические науки, нач. управления орг-мет. обеспечения сотрудничества в пед. образовании РГПУ им. А.И.Герцена, канд. пед.наук и др.
  8. А.Г. Гогоберидзе, директор института Детства РГПУ им. А.И. Герцена, чялен ФУМО по УГСН «Образование и педагогические науки», д-р пед.наук.

Выступившие отметили необходимость интеграции среднего, высшего и дополнительного образования, наметили пути дальнейшего сотрудничества в сфере профессионального образования.

Министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева подчеркнула востребованность среднего профессионального педагогического образования в системе российского образования. Поставлена цель: войти в десятку лучших образовательных систем мира.  В числе приоритетных направлений образования министром названо воспитание личности будущего россиянина на основе национально-культурной конкурентноспособности. Приводя примеры из лучших мировых систем, министр подчеркнула: «Нет такого дошкольного образования как у нас», и что мы должны больше позитивного говорить о своем образовании. Необходимо в новом формате провести профессиональные конкурсы «Учитель года», «Лучший дефектолог», «Лучший психолог», «Лучшие врачи» и др. В 2018 году будут приняты нормативно-правовые акты, касающиеся начального и общего среднего образования, ужесточено целевое обучение, запущены новые проекты «Мобильный учитель», «Учитель будущего», 10% повышения квалификации педагогов будут вложены в этот проект. Регионы должны быть заинтересованы в трудоустройстве и приобретении жилья  молодым специалистам, в том числе выпускникам СПО, так как дефицит кадров в самых сложных участках покрывается за их счет. Нужны кластеры, разные модели интеграции СПО-ВО. Подготовка современных педагогов должна совершенствоваться именно в этом направлении.

Основные приоритеты государственной политики в подготовке педагогических кадров отмечены в выступлении В.С. Басюка. Затронуты проблемы обновления содержания образования, создания нового аккредитационного органа, улучшения материально-технической базы коррекционных школ, функционирование спортивных площадок для семьи, повышения квалификации по накопительной системе и др. актуальные вопросы.

 Ю.П. Зинченко остановился на необходимости создания непрерывной системы педагогического образования. Создание Ассоциации педагогических колледжей, по его мнению, будет способствовать именно этой цели.

Выступление М.В. Груздева посвящено созданию единого образовательного пространства по территориальному признаку, где образовательные учреждения независимо от форм собственности и финансирования, могут объединяться в кластеры.

М.Ю. Лавров, избранный председателем Ассоциации педагогических колледжей (Санкт Петербург, форум педагогических колледжей, 2017 г.), объявил о том, что 8.11.2018 г. в Минюсте успешно состоялась регистрация Ассоциации как юридическое лицо. С этого момента все педагогические колледжи имеют возможность войти в состав членов Ассоциации.

Е.А. Комарницкая в своем выступлении отметила, что разработаны 12 ключевых проектов, в том числе нормативно-правовые основы деятельности, характеристика и организационные модели СПО, в свете актуальных проблем освещены практики построения региональных образовательных кластеров.

И.Э. Кондрактова сказала, что разрабатывается дорожная карта интеграции педагогических СПО и ВО. Необходимо активизировать работу по поиску одаренных студентов.

А.Г. Гогоберидзе: непрерывное педагогическое образование – это ускользающая тема. Период 2017-2027 гг. объявлено Десятилетием детства, необходимо построить систему СПО-ВО-ДПО. Педагогические классы – испытанная система.

По 6 секциям участвовали руководители образовательных учреждений СПО, реализующих образовательные программы УГПС 44.00.00 – «Образование и педагогические науки», представители ВУЗ-ов, органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования. Руководителями секций работали компетентные специалисты из РАО, МПГУ и РГПУ им. А.И. Герцена. Из нашего колледжа было два выступления:

           М.Т. Гоголева выступила на секции 1. Механизмы реализации преемственности программ педагогического образования в региональном образовательном комплексе (модераторы – М.Е. Лавров, председатель Ассоциации педагогических колледжей,  М.В. Груздев, ректор ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского», д-р пед.наук) с темой: «К вопросу о преемственности программ среднего и высшего профессионального образования в регионе».

З.Н. Борисова выступила на секции 3. Управление качеством дополнительного профессионального образования в непрерывной системе подготовки педагогических кадров (модератор – В.А. Протопопова, зав.кафедрой педагогики ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, канд. пед. наук). Тема выступления: «Модель интегрирования основного и дополнительного образования как условие подготовки педагогов инклюзивного образования».

         На секциях были обсуждены актуальные вопросы совершенствования системы профессиональной педагогической подготовки в ОУ СПО и ВО, выработки основных направлений интеграции среднего профессионального образования в систему непрерывной подготовки педагогических кадров. По итогам конференции приняты итоговые документы, которые будут опубликованы на сайте Российской академии образования.

З.Н. Борисова, М.Т. Гоголева

Официальный сайт Вилюйского педагогического колледжа