Организация заочного обучения в современных условиях

       Заочное обучение –  это обучение, которое объединяет в себе черты самообучения и очной формы обучения. Оно характеризуется фазностью. В первую фазу (установочная сессия) происходит получение базовых знаний и изучение учебной литературы, во второй  фазе (экзаменационная сессия) осуществляется контроль усвоенных знаний. При этом эти фазы заметно отстают, друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

      Заочное обучение использует поточный принцип, т.е. единый для всех учащихся образовательный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ. Обычно в учебном году две экзаменационные сессии (как правило, зимой и летом). Впервые заочное обучение было предназначено только для тех студентов, которые по какой-либо уважительной причине не имели возможности регулярно посещать занятия. По заочной форме чаще всего обучаются люди, которые совмещают работу с учёбой и выбирают эту форму по материальным соображениям.

 В нашем колледже заочная форма обучения существует   с 2013 года с набором 65 человек по специальности 050144 «Воспитатель детей дошкольного возраста». Необходимость открытия именно этой специальности диктовалось временем: не хватало специалистов для работы с детьми дошкольного возраста.

   Потребности в специалистах с педагогическим образованием быстро меняются, поэтому  Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского открыл новую специальность и увеличил прием студентов по заочной форме обучения. В 2014 году приемной комиссией осуществлен прием по специальностям 490201 «Учитель физической культуры» и 440201 «Воспитатель детей дошкольного возраста» с набором 90 студентов.  В 2015 г. по двум вышеназванным специальностям приняты 86 студентов. 82 % студентов работают в сфере образования. В 2016 г. закончили 48 студентов, получив диплом о среднем профессиональном обучении. 7 выпускников закончили с красным дипломом. 2016 г.  по двум специальностям: 490201 «Учитель физической культуры» и 440201 «Воспитатель детей дошкольного возраста» приняты 101 студент. В 2017 г. закончили 60 студентов по двум специальностям, получив диплом о среднем профессиональном обучении. 2 выпускников закончили с красным дипломом. 2017 г.  по двум специальностям: 490201 «Учитель физической культуры» и 440201 «Воспитатель детей дошкольного возраста» приняты 87 студентов.  Средний возраст студентов от 30 до 35 лет. Учатся студенты из разных улусов республики, но в основном с Вилюйского региона. В данное время обучаются в заочном отделении 213 студента. Находятся в академическом отпуске 29 студентов.

      Заведующей заочным отделением работает Местникова Люция Николаевна- отличник образования РС(Я),  обладатель знака  «Учитель учителей», обладатель Гранта Президента РС(Я) 2013 г., преподаватель высшей категории.

     Лаборантом в заочном отделении работает опытный специалист с педагогическим образованием Габышева Мария Николаевна.

      Учебный процесс ведется на основании Федеральных Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО). На основании ФГОС СПО и примерных планов по очной форме обучения разработаны рабочие учебные планы для заочной формы обучения. На основании рабочих учебных планов и графика учебного процесса колледжа разрабатываются графики учебного процесса для каждой группы по полугодиям. Учебные планы специальностей, по которым ведется обучение, составлены с учетом максимальных потребностей современной системы российского образования. Осуществляется разносторонняя и глубокая подготовка специалистов в области педагогики и психологии, физкультурно-оздоровительной работы, теории и методики физического воспитания.

     Подготовку специалистов ведут высококвалифицированные педагогические кадры.

      На заочном отделении осуществляет педагогическую деятельность качественный состав преподавателей: кандидаты наук (Гоголева М.Т., Борисова З.Н., Петрова И.И.); Заслуженные работники образования РС(Я) (М.И.Абрамова, М.Т.Гоголева, А.В.Шамаева.); Отличники образования РС(Я)  (В.Ф.Евдокимова, Г.Е.Васильев, З.Н.Борисова, М.Д.Евсеев, Л.Н.Местникова, В.И.Народова, А.Д.Петрова, П.М.Алексеев и т.д.); Почётные работники СПО РФ (В.К.Кириллина, В.М.Назарова, В.И.Иванов). Большинство преподавателей, работающих со студентами-заочниками, имеют высшую и первую квалификационную категорию. Четкая слаженная работа дружного коллектива заочного отделения является гарантом успеха в выполнении заказа республики на качественную подготовку специалистов для системы образования.

     Преподавание осуществляется на основе использования современных педагогических и информационных технологий. Учебно-методическую деятельность преподавателей заочного отделения отличает практико-ориентированная направленность. Обучение студентов осуществляется не только на базе педагогического колледжа.

   Кроме аудиторных занятий студенты проходят педагогическую практику по пяти профессиональным модулям по специальности 440201 «Воспитатель детей дошкольного возраста» и по трем профессиональным модулям по специальности 490201 «Учитель физической культуры» в разных дошкольных образовательных учреждения и муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях республики.

      Для студентов заочного отделения сохраняются такие традиции: «Посвящение в студенты» для первокурсников, «Старый новый год», «Студенческий ысыах», «Банкет выпускников» и участие в мероприятиях колледжа, как «Татьянин день», «Мастера пародии», в спортивных соревнованиях и.т.д.

       Выпускники разных специальностей реализуют полученную в колледже квалификацию в работе, связанной с педагогической деятельностью: трудятся в общеобразовательных, дошкольных учреждениях, детских домах, школах-интернатах.

       Обучающиеся на заочном отделении готовы к получению высшего профессионального образования. У них сформированы навыки самостоятельной работы, самовоспитания и саморазвития, учебно-исследовательской деятельности. И  многие выпускники повышают уровень образования по специальности, продолжая работать, обучаются в высших учебных заведениях.
Специальности, реализуемые в колледже, в рамках заочного отделения, востребованы на рынке труда в Республике Саха (Якутия) в связи с инновационными изменениями всей системы дошкольного образования, а также бурным развитием физической культуры и спорта. Республика нуждается в высококвалифицированных специалистах, соответствующих статусу педагогов нового времени, прекрасно владеющих современными методическими приемами, средствами обучения и воспитания детей. На отделении обучаются и студенты, решившие освоить, помимо полученной когда-то специальности, новую в области педагогики, тем самым изменив свою профессиональную траекторию с учетом сложившейся ситуации. Многие из них признаются в том, что поступили в колледж и по зову сердца, и по необходимости, так как считают профессии учителя и воспитателя необычайно важными и на всю жизнь, а знания, полученные в колледже, — необходимой составляющей кругозора и компетентности любого современного человека, которому небезразлично свое будущее и будущее своей семьи, страны.

       В заочном обучении, в отличие от дневного, основной формой обучения является самостоятельная работа учащихся. Для очной и заочной формы обучения программы и учебники, как правило, общие. Для заочников издаются методические указания к самостоятельной работе по учебным дисциплинам, дополнительный материал к учебникам, а также всё большее применение получают информационно­коммуникационные технологии обучения. Студентам-заочникам, получившим среднее специальное образование, выдаются дипломы единого образца и присваиваются общеустановленные квалификации.

     Рассмотрим преимущества и недостатки заочного обучения.

     Достоинства:

-дает возможность учиться параллельно с работой, т.е. студент, не прерывая своей основной деятельности, может повысить профессиональный уровень, приобрести дополнительную  профессию, заложив тем самым основы профессионального роста;

-одновременный охват большого числа студентов;

-отсутствие “привязки” к месту проживания;

-возможность получить образование лицам, имеющим медицинское ограничение для получения регулярного образования в стационарных условиях, а также военнослужащим;

– возрастной уровень студентов самый разный (тридцатилетний не будет стесняться вчерашних школьников);

– отсутствие ограничений на одновременное обучение в нескольких вузах (студент вправе сразу освоить более одной специальности);

– при совмещении работы с учебой студент получает возможность соотносить теорию с практикой, дополняя одно другим;

– особенно хороша данная форма для тех, кто стремится иметь в будущем высшее образование.

     Но прошло время и в настоящее время, когда присутствуешь на защитах дипломных проектов у студентов заочного отделения, посещает мысль: «где  они работают?» (И обнаруживается, что хорошо, если хотя бы каждый второй, работает по той специальности, по которой защищается). К чему это приводит? Прежде всего, к тому, что люди получают дипломы, которые  для них совершенно обесценены, так как специалисты они никакие, да и работать по этой специальности они не планируют. Т.е. мы оказались в «интересном положении», с одной стороны образовательным учреждениям нужны специалисты,  институты полны студентами, но специалистов не хватает.

    Наряду с преимуществами заочное обучение не лишено и недостатков:

– самый важный из них — отсутствие контакта между преподавателем и студентом в период между сессиями, невозможность оперативного получения консультации при решении учебных задач;

– нет общения в студенческой среде;

– требует навыков самостоятельной работы, поэтому выпускникам школ лучше поступать на дневные отделения вузов;

– контроль преподавателей слабый;

– почти нет лабораторных и практических работ;

 – в качестве учебных пособий студентам-заочникам предлагают литературу, предназначенную для дневных отделений (а заочникам нужны специфические учебники, способные заменить отсутствующего преподавателя; пока таких учебников недостаточно).

     Эти недостатки особенно серьезно сказываются в образовательной деятельности, в программах которых имеются сложные для изучения естественнонаучные дисциплины. Например, курс математики достаточно объемен, включает большой набор новых понятий, требует знания элементов общей и элементарной математики. Практика обучения студентов по заочной форме обучения показывает, что на младших курсах высок процент неуспевающих студентов по математике. Одна из причин – низкая готовность студентов к освоению этой дисциплины. Поэтому складывается мнение о заочниках как о нерадивых студентах.

     Можно отметить, что в России СПбГУ и МГУ практически отказались от заочной формы обучения. Она не совпадает «с сегодняшней концепцией университета и качеством образования», как заявил ректор университета Виктор Садовничий. «Дать фундаментальную научную подготовку заочно невозможно ни в одной из областей знаний. Физики должны научиться работать с приборами, проводить опыты, собирать установки; студенты полевых факультетов – на практике изучать строение земли, уметь отличать породы, измерять поля земли и т.п. Студенты, изучающие иностранные языки, должны общаться с носителями языка, общаться в группе, получать навыки сурдоперевода и т.д.», – пояснил ректор МГУ.

    Заочное отделение сохранилось только на факультете журналистики. Это обусловлено спецификой журналистского образования, для которого важнее всего профессиональная практика. Можно работать журналистом и без специального образования, но диплом журфака позволяет сделать более успешную карьеру. Поэтому люди часто приходят на факультет журналистики, чтобы повысить квалификацию.

      «Задача вузов – не отменить заочное образование, а позаботиться о его качественном наполнении, новых формах работы и контроля знаний». Такое мнение информационному агентству АПИ (информационно-аналитический портал) высказал директор Академии корпоративного образования УрГУПС Игорь Васильев. Однако И. Васильев уверен, что заочное образование непривлекательно лишь для столичных вузов. «В регионах заочное образование востребовано, в первую очередь, по социальным причинам: оно позволяет работать и зарабатывать на жизнь, а при платном обучении – серьезно экономить…       Заочное образование всегда было востребовано работающими людьми, осознавшими необходимость карьерного роста, повышения профессионализма. У них нет возможности оставить работу и на 5 лет прийти в вуз, но мы не должны лишать их права на образование». Действительно, такое мнение справедливо, так как рыночная экономика требует от человека постоянно повышать свой профессиональный уровень. И здесь заочная форма как нельзя кстати. В программе модернизации образования предусматривается усиленное внимание к заочной форме обучения. Заочное высшее образование становится привлекательным в силу сложившихся социально-экономических условий, оно позволяет совмещать профессиональную практическую деятельность с получением фундаментальных знаний по выбранной специальности. В настоящее время система заочного обучения в стране во многом уступает очной форме и нуждается в серьезной корректировке.

     После анализа достоинств и недостатков заочного обучения можно сделать следующие выводы:

– заочная форма обучения и далее будет востребована. Что вполне естественно, так как всегда будут люди, которым необходимо совмещать работу и обучение;

– необходимо дальнейшее совершенствование содержания учебного процесса на заочных отделениях;

– необходимы специальные учебные и учебно-методические материалы для заочников, в частности более широкое привлечение интернет ресурсов, в частности элементов дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что в случае заочного обучения, учебные пособия во многом должны брать на себя функции преподавателя. Т.е. изложение материала должно чередоваться с вопросами, упражнениями и прочими элементами, которые облегчают студенту процесс обучения.

-выстроить систему подотчетности между студентами и преподавателями (или руководством направляющего их предприятия). Т.е. каждый студент должен иметь возможность задать все интересующие его вопросы и получить на них квалифицированный ответ;

-необходимо более плотное взаимодействие образовательных учреждений и учебных заведений, что даст возможность формировать группы обучения непосредственно из сотрудников образовательных учреждений, в данном случае мы будем иметь возможность строить изучение программы исходя из потребностей образовательных учреждений. Кроме того некоторые из сессий можно проводить на базе образовательного учреждения, что позволило бы выстроить взаимодействие между преподавателем и  руководством обучающихся в институте студентов.

      Все эти шаги могут помочь в том, чтобы поднять заочное обучение на новый качественный уровень, позволяющий готовить высококвалифицированных специалистов, способных работать в сфере образования.

Литература

  1. Материал из Википедии – свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Заочное_обучение
  2. БСЭ / http://www.bse.sci-lib.com/ Издание 1969 – 1978 г.
  3. http://www.msunews.ru

4.Информационно-аналитический портал http://www.apiural.ru/soc/?art=58034

  1. Нахматулина А.Р., Шагеева Ф.Т. Преемственность компетенций как условие реализации непрерывности химической подготовки в системе «колледж-вуз» “Вестник Казанского технологического университета” – К.: КНИТУ, 2012, №2  – с. 186
  2. Осипов П.Н., Якубова А.В. Организация производственных практик с позиции освоения квалификаций, сопутствующих специальности. “Вестник Казанского технологического университета” – К.: КНИТУ, 2012, №8  – с. 463.

Официальный сайт Вилюйского педагогического колледжа