Учебная часть ГОУ СПО «Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского» начинается с самых первых дней функционирования учебного заведения. Большой вклад в увековечении истории образовательного учреждения внесла Т.П. Аммосова, Отличник народного просвещения РФ, Почетный работник СПО РФ, Почетный гражданин г. Вилюйска, член союза журналистов, проработавшая в учебном заведении с 1966 года преподавателем математики и заместителем директора по учебной работе в период с 1990 по 2003 годы.
Протоколом №14 заседания коллегии Якутского наркомпроса от 22 августа 1922 года 3-й и 4-й группам Вилюйской школы 2-й ступени бел передан педагогический уклон. Это событие стало началом развития одного из старейших в Республике Саха (Якутия) образовательных учреждений, где готовят педагогических работников.
Разработка первых учебных программ вводимых педагогических предметов была поручена специально организованной комиссии из числа преподавателей — С.И. Алексеева, Н.Н. Москвина, С.Н. Лебедева. К разработке учебного плана для школ 2 ступени приступили на основе постановления заседания коллегии НКП от 8 марта 1922 года за №12. В учебный план должны были включить предметы 4, 5, 6 и 7 классов средних учебных заведений, к указанным программам прибавить предметы, предусмотренные программами трудовых школ.
Учебный план для Вилюйской школы 2-й ступени с педагогическим уклоном был составлен с учетом учебного плана школы 2-й ступени. Включение в учебный план якутского языка является осуществлением постановления Совета Народных Комиссаров ЯАССР от 12 августа 1922 года «О введении якутского языка во всех школах республики».
Из года в год учебный план учебного заведения расширялся, вводились новые дисциплины. Например, в 1925?26 учебном году стали преподаваться предметы: метеорология, астрономия, экономическая география, история ВКП (б) и т.д. Методику языка, математики, природоведения, истории рассматривали на уроках русского и якутского языков, методику математики — на уроках арифметики.
Таблица 1
Учебный план на 1925?26 учебный год
№ | Предметы | I | II | III | IV |
---|---|---|---|---|---|
1. | Русский язык | 2 | 2 | 2 | 2 |
2. | Литература | 3 | 3 | 4 | 4 |
3. | История всеобщая и русская | 3 | 3 | 3 | 3 |
4. | История государственного строя | — | — | 2 | — |
5. | Советское строительство | — | — | — | 2 |
6. | Политическая экономия | — | 2 | 2 | — |
7. | История ВКП (б) | — | 2 | — | — |
8. | География | 2 | 2 | — | — |
9. | Естествоведение | 3 | 3 | 3 | 3 |
10. | Физика | 3 | 3 | 3 | 2 |
11. | Химия | — | — | 4 | — |
12. | Космография | — | — | — | 2 |
13. | Арифметика | 2 | — | — | — |
14. | Алгебра | 2 | 2 | 2 | 2 |
15. | Геометрия и тригонометрия | 2 | 2 | 2 | 2 |
16. | Метеорология | 1 | — | — | — |
17. | Астрономия | 1 | — | — | — |
18. | Экономическая география | — | — | 2 | — |
19. | Теория и практика социального воспитания | — | — | — | 9 |
20. | Гигиена | — | — | — | 2 |
21. | Якутский язык | 2 | 2 | 2 | — |
22. | Немецкий язык | 2 | 4 | — | — |
23. | Черчение | 1 | 1 | 1 | 1 |
24. | Пение | 2 | 1 | — | — |
25. | Физкультура | 4 | 4 | 4 | 3 |
ВСЕГО | 35 | 36 | 36 | 37 |
Учителя на своих уроках применяли различные методы: эвристический, лабораторный, графический, метод самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, проводили уроки — экскурсии, уроки — диспуты, уроки — суды, уроки — лекции, уроки — конференции. Учащиеся заранее готовили доклады и выступали перед товарищами.
26 ноября 1926 года Совнарком ЯАССР принял постановление о том, чтобы Вилюйскую школу 2-й ступени с педагогическим уклоном реорганизовать в педагогический техникум с 1927—1928 учебного года. Перед техникумом стояла задача повысить качество подготовки квалифицированных работников просвещения по школьной специальности.
В те годы учебные занятия начинали в конце сентября или в октябре месяце, поэтому приемные испытания проводили в сентябре. В начале сентября по расписанию проводили прием зачетов, при этом создавали испытательные комиссии из трех человек по каждой дисциплине. В 1929 году было введено новое требование — выполнение дипломных работ.
Таблица 2
Темы дипломных работ, которые были предложены на выбор слушателям
№ | Тема |
---|---|
1. | Трудности усвоения русского языка якутскими детьми |
2. | Методы преподавания русского языка в якутской школе |
3. | Методы обучения русской грамоте якутских детей |
4. | Пути улучшения орфографии учащихся |
5. | Методы развития устной родной речи учащихся в школе |
6. | Приемы обучения счислению в первые два года обучения |
7. | Программы ГУС-а в якутской школе или комплексное преподавание в якутской школе |
8. | Увязка в программах и методах работы 1-го и 2-го концентров якутской школы |
9. | Планирование и учет работы в школе |
10. | Работа школы с родителями учащихся |
11. | Общественно полезные работы школы в условиях Якутии |
12. | Краеведческая работа школы |
13. | Живой уголок в школе |
14. | Школьное естествознание и антирелигиозная работа школы |
15. | Опыты и наблюдения над природой в школе I ступени |
16. | Физкультура в якутской школе |
17. | Подвижные игры в школе I ступени |
18. | Якутские детские игры и физкультура в школе I ступени |
19. | Художественное воспитание в школе |
20. | Труд в школе |
21. | Трудные школьники |
22. | Исследовательский метод в школе |
23. | Сказка и ребенок |
24. | Половое воспитание в школе I ступени |
25. | Бюджет времени школьника |
26. | Стенгазета в школе |
27. | Пионердвижение в школе I ступени |
28. | Якутизация школы I ступени |
29. | Обзор учебников на якутском языке |
Из книги об образовательном учреждении:
Сылаас уйа, сырдык кыhа = Кузница педагогических кадров: 85 лет Вилюйскому педагогическому колледжу им. Н.Г. Чернышевского/[авт.коллектив: Т.П. Аммосова и др; авт.проекта У.Ф. Кондакова]; М-во образования и науки Рос.Федерации, М-во образования Респ. Саха (Якутия), ГОУ СПО «Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского». — Якутск: Бичик, 2008. — 664 с.