50-е годы. Листая страницы воспоминаний…

Начало пятидесятых годов относится к годам восстановления советского хозяйства после Великой отечественной войны. Вилюйское педагогическое училище продолжало готовить учителей начальных классов национальных школ. В это годы  всего в училище проработало около 30 преподавателей, численность студентов доходило до 200 и работало менее 20 технических работников в год.

С 50-х годов роль и значение Вилюйского педучилища значительно возросло, так как оно стало единственным учебным заведением, где обучаются и воспитываются учителя якутских национальных школ. Педучилище приступило к претворению в жизнь новых требований партии и правительства по подготовке педагогических кадров, способных работать по новым программам.

Директором работал Эверстов Михаил Иванович – заслуженный учитель школы ЯАССР, прекрасный организатор, талантливый математик. Завучем Черемкина Ирина Николаевна. Во многих воспоминаниях выпускники отзываются с теплыми словами в адрес Михаила Ивановича и Ирины Николаевны. Ирина Николаевна была уже пожилая женщина, преподаватель, мастерски преподающий свой предмет, и руководитель с одинаково чутким отношением ко всем, особенно заботилась о студентах-сиротах.

Жизнь была трудной – не хватало продуктов питания и одежды. Из-за нехватки витаминов, студенты,  особенно весной, болели цингой, прогресссировали  такие инфекционные болезни как туберкулез, дизентерия, трахома.

В своих письмах выпускники воспевают здание учебного корпуса училища как храма знаний и … мечтаний. Здание стояло на возвышенном месте, вокруг не было других построек, поэтому корпус был виден издалека и звал, по словам выпускников, тогдашнюю молодежь к светлому, разумному и вечному. Здание было гордостью не только студентов, обучающихся в училище, но и всех жителей города Вилюйска. Не хватало мест в общежитиях, было всего два общежития: девушки жили в клубе, а парни в старом доме, где было очень тесно в комнатах. На берегу притоки стояло маленькое старое здание столовой, кроме этого к постройкам педучилища относилось трехквартирное общежитие для преподавателей.

Неимоверные трудности в работе училища стойко преодолевали преподаватели, технический персонал училища и сами студенты. Трудные годы научили студентов быть сплоченными, многие вопросы решались на общих собраниях студентов и преподавателей.

Часто проводились рейды в общежитиях, и итоги проверки обсуждались на общих собраниях интернатчиков. Из протоколов собраний видно, что на каждом собрании присутствовал директор училища М. И. Эверстов, комендант и технические работники. Обсуждалось санитарное состояние комнат и самих студентов, студенты выступали с критикой и самокритикой, призывали всех жителей общежития к порядку и организованности.

С годами жизнь постепенно улучшалась, стало лучше с питанием, студентам начали раздавать теплую одежду. «Еда стала не только сносной, но вкусной и  питательной», — пишут выпускники. Среди студентов был девиз «Черный хлеб, сырая вода – студенческая еда», что доказывало непривередливость студентов тех лет к существующим условиям жизни.

В конце 1950 года директором училища был назначен Гурьев С. С. — участник Великой отечественной войны, кавалер орденов Красной звезды и Отечественной войны II степени. С назначением нового директора появились новые требования к дисциплине. Каждое утро ровно в 7 часов сам директор следил за проведением утренней зарядки в общежитиях, а в учебном корпусе занятия начинались после «Музыкальной зарядки». Только после исполнения хоровой песни студенты расходились по классам. За короткое время студенты подтянулись, стали чувствовать себя увереннее, исчезли обычные повязки с головы, так как с улучшением жизни улучшилось и здоровье студентов.

Улучшился преподавательский состав, из разных уголков Советского союза стали приезжать преподаватели с высшим образованием.  Значительная часть преподавательского состава была русской национальности, настроенная на повышение качества подготовки учительских кадров Якутии.

В 1951 году после окончания Тамбовского пединститута в училище начали свою работу Т. И. и В. А. Александровы – учителя математики и физики. Тамара Ивановна впоследствии работала руководителем педагогической практики студентов, с 1968 года работала заместителем директора по учебной работе.

Учебное оборудование оставалось крайне бедным, училище испытывало острую нужду в учебниках и наглядных пособиях. Но, несмотря на неудовлетворительную материальную базу училища, учебный процесс усовершенствовался, успеваемость повышалась из года в год. Среди студентов усилилась тяга к знаниям. Многие студенты старались учиться все лучше и лучше. Вечерами не ложились спать, пока не выполнят все домашние задания. Отличниками учебы в разные годы были Бурнашева Лидия, Каратаев Николай, Харбаева Ирина, Долгунов Василий, Борисов Василий, Тобуроков Николай, Андреева Мария, Унегинова Розалия и др.

Приемные экзамены принимались по таким дисциплинам как русский язык (устно и письменно), якутский язык (устно и письменно), алгебра, геометрия (устно и письменно), история, конституция СССР. Учебных дисциплин было много, были такие предметы как земледелие, минералогия, астрономия. Отдавалось больше часов на изучение языков, математики, психологии, логики и гигиены. Большие требования стояли перед педагогической практикой, большое внимание уделялось анализу уроков, проводимых студентами.

Библиотека регулярно приобретала учебники и книги. В 1951 – 52 учебном году  она имела в наличии учебников – 7328 экземпляров, методической литературы — 1262, художественной – 4813, детской 1652, общественно-политической — 2898, научно-популярной – 550, по искусству – 187 экземпляров. С помощью библиотекаря и учителя рисования и труда М. И. Иванова студенты научились переплетному делу, и старые книги в библиотеке обрели новую жизнь.

Среди незабываемых дат тех времен выпускники вспоминают, как отмечали в училище 125-летие Н. Г. Чернышевского. В связи с этим событием началась переписка с  Саратовским государственным домом-музеем. Внучка Н. Г. Чернышевского отправила несколько книг с дарственными надписями. По подсчетам того года педучилищем всего было выпущено 750 учителей начальных школ.

К запомнившимся датам можно отнести смерть И. В. Сталина. Событие для всех стало большой трагедией. Траур длился в течение трех дней. В городе стояла гремучая тишина. Проводились митинги, прозвучали прощальные речи.

В 1954 году открылась спецгруппа, где набирались выпускники средних школ, и в 1956 году училище впервые выпустило студентов этой спецгруппы.

Большое внимание стало уделяться самоуправлению студентов. Студенты наравне со своими преподавателями стали решать проблемы учебно-воспитательной работы. Комсомольские, профсоюзные активисты стали членами педагогического совета. Особенно у студентов младших курсов появилось уважение к старшекурсникам, многие первокурсники даже принимали некоторых студентов за преподавателей, а у некоторых студентов старших курсов появилась тайная зависть к активистам. Секретарями комсомольской организации работали Абрамов А., Петрова В., Андреева М., Котоконов В., активистами были Волков Н., Унегинова Р., Абрамов Х. Петрова Варвара еще, будучи студенткой 3 курса, вступила в ряды коммунистической партии. Председателями студпрофкома работали Иванов И, Акимов А.

Долгожданными были номера стенгазеты «За педагогические кадры», где печатались дружеские шаржи, карикатуры, в рубрике «На досуге» кроссворды, головоломки, задачи. Критические статьи, напечатанные в газете, обсуждались на собраниях учебных групп.

Большое значение придавалось трудовому воспитанию студентов. Устраивались субботники по заготовке топлива, работали на пришкольном участке, студентами была построена спортивная площадка. Учебном корпусе отапливалось 22 печки. Трудно представить, сколько дров надо было заготовить, чтобы целую зиму поддерживать тепло в учебном корпусе, в студенческих общежитиях, в общежитии преподавателей, в клубе  и столовой. Вся эта работа выполнялась силами студентов, преподавателей и технических работников. Много трудной работы доставалось истопникам. Вставали в четыре утра, чтобы истопить и успеть закрыть печки до начала занятий. Чтобы поддержать тепло,  на нижнем этаже по ночам беспрерывно истапливалась железная печь, изготовленная из бочки. Комендантом долгое время еще со времен Великой Отечественной войны работал Санников Данил Семенович.

Студенты ходили на ловлю рыб, выращивали капусту и картофель на своем подсобном хозяйстве. Не было работы, которую студенты побоялись бы осилить, бывало: убирали из-под снега заледеневшие копны или засыпали промерзшей землей крыши строящихся хотонов.  В то время силами студентов выполнялись работы и  республиканского значения. Одной из таких работ было начало строительства автомобильной дороги Вилюйск – Тосу. Отрядом, организованным из вновь поступивших студентов возглавлял студент того же курса Николай Семенов. Им предстояло расчистить лес для дороги. Работа выполнялась исключительно вручную, единственным орудием был топор. Студенты валили громадные деревья с помощью толстых веревок, это была трудная и опасная работа. Несмотря на это, студенты добились того, что  по расчищенной ими дороге прошла первая автомашина, водителем которого был Семен Андреевич Иванов. Студенты надеялись, что эта дорога в будущем будет называться «Студенческое шоссе». Также студентами были прорыты ямы для фундамента нынешней школы №1 имени Г. И. Чиряева, теперь уже гимназии. В селе Жемконцы построили ограду для зверофермы.

Студенты проводили большую работу по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Многие работали в школах взрослых в ликбезах.

В 50-е годы повысилась музыкальная культура студентов. Был организован струнный оркестр, который имел очень большой успех не только в училище, но и в районе. В клубе училища и в городском доме отдыха танцевали под сопровождением этого оркестра. Оркестром руководил преподаватель музыки А. В. Тараховский.  Абрам Владимирович сам очень хорошо играл на скрипке, и звуки скрипки очень украшали выступления оркестра.

Под руководством профессионального музыканта Охлопкова П. А. был организован хор, в состав которого входило около ста человек. Заключительный хор из оперы Ивана Сусанина «Славься» в исполнении хора получил ошеломляющий успех. Впервые на сцене прозвучало исполнение такого серьезного произведения в несколько голосов. Задрожали стены клуба от слаженного исполнения песни и бурных аплодисментов, вызвав пылкий восторг и гордость слушателей за своих товарищей — участников хора.

Работали драмкружок, хоровой, музыкальный. Организовались лыжные культпоходы  в ближайшие села, где выступали с концертами, проводились агитационно-массовые работы среди жителей сел. В училище училось много всесторонне развитых студентов, среди певцов можно назвать: С. Саввинова, Е. Николаеву, Э. Васильеву, М. Морозову, М. Васильеву, П. Степанова; музыкантов: В. Саввинова, П. Степанова, Н. Софронова, М. Саввинову, Е. Дорофеева, А. Захарова, Ю. Тутасова, Н. Ефимова; поэтов – И. Ильина, Р. Кривошапкина, Н. Тагырова, Н. Софронова, А. Кондратьева, В. Матахова; фотографией занимался В. Семенов, неизменным лектором был И. Иванов.

Проводились лекции, посвященные жизни и деятельности композиторов, во время которых организовались выставки произведений, книг, картин и газетных вырезок.

В 1956 году на фестивале художественной самодеятельности училище впервые заняло первое место.

На высоком уровне была поставлена физкультурно-оздоровительная работа. Работали секции по легкой, тяжелой атлетике, по национальным видам спорта, боксу, гимнастике, волейболу и по лыжам. Училище в районных спортивных соревнованиях регулярно занимало призовые места. Директор училища Эверстов М. И. хорошо играл в шахматы, свои умения и знания по шахматам передавал своим  студентам, в своем кабинете организовал турниры, во всем Вилюйске не было команды, которая бы выиграла команду нашего училища, капитаном которой был сам Михаил Иванович.

Физическому воспитанию студентов много сил и энергии уделял преподаватель физкультуры Я. М. Аржаков. До ноябрьских праздников зарядки, утренние умывания и уроки физкультуры проводились на улице. По инициативе студентов осенью и весной проводились эстафеты, кроссы, лыжные пробеги. Сборная команда Вилюйского района, в основном, состояла из студентов и участвовала на соревнованиях в Нюрбинском, Верхневилюйском районах. На сцене районного дома культуры показывали игры с гирями, выступали с гимнастическими номерами. Директор С. С. Гурьев всячески поддерживал спортивную работу: оказывал финансовую помощь по приобретению спортивных снарядов, за 10 дней до спортивных соревнований спортсменам назначалось дополнительное питание.  Из студентов успешно занимались: легкой атлетикой — К. Корякин, А. Иванов, Р. Ласточкин; тяжелой атлетикой — М. Тюляхов; борьбой — Н. Волков, Е. Прокопьев, Н. Иванов; лыжами – Н. Каратаев, Е.  Махаров, С. Васильев, Н. Борисов, Р. Алексеев, М. Чочанова и др. В 1955 году на спартакиаде команд средних специальных заведений команда Вилюйского педагогического училища заняла 2 место.

С приездом, после окончания Ленинградского пединститута, Григорьева К. П.

студенты впервые стали заниматься вольной борьбой. В 1957 году команда педучилища по вольной борьбе в республике заняла IV место, а преподаватель физкультуры Григорьев К. П. и его ученик Н. Волков стали чемпионами республики по этому виду спорта. Впоследствии Н. Н. Волков стал заслуженным тренером РСФСР и ЯАССР, Николай Иванов и Макар Гаврильев мастерами спорта СССР. После окончания училища многие выпускники училища стали тренерами и пропагандистами вольной борьбы. Училище дало республике таких сильных спортсменов как Василий Котоконов, Афанасий Алексеев, Николай Иванов, Климент Корякин, Сергей Плетнев, Николай Федоров, Федор Павлов, Егор Прокопьев, Сергей Кетехов и др.

Многие выпускники училища направлялись в северные районы. Многие выпускники работали секретарями районных комитетов КПСС: Николаев В. Н. (Среднеколымского), Алексеев С. И. (Булунского), Григорьев Н. Д. (Оленекского).

Фундаментом лучших традиций колледжа является история развития Вилюйского педагогического училища имени Н. Г. Чернышевского, которое за 85 лет существования укрепило статус учебного заведения, имеющего свою историю, богатый опыт и традиции. Вилюйское педагогическое училище является заведением, стабильно и качественно готовящим педагогические кадры для республики, оно вносит неоценимый вклад в подготовке не только учителей начальных классов, но и работников различных областей народного хозяйства. Из выпускников 50 годов стали врачами Корякина Л. И., Протопопова А. И., Жиркова М. Р., Алексеев Р. З. (кандидат медицинских наук), Федоров А. И., юристами Каратаев Н. Н., Талонов В. Н. Среди выпускников много  журналистов, членов Союза журналистов РФ: Аммосова Т. П., Васильев Г. Н.

Из числа выпускников 50-х годов вышли многие комсомольские и партийные работники, имена которых известны в республике: Климент Иванов, Климент Корякин, Платон Тумусов, Варвара Петрова, Николай Каратаев, Василий Долгунов, Петр Федоров, Михаил Васильев, Христофор Абрамов, Афанасий Акимов др. Седалищев А. И. более 30 лет возглавлял профсоюз работников образования.

Училище по праву гордится именами ученых — Софронова Е. Т. —  кандидата физико–математических наук, Тобурокова Н..Н., —  доктора филологических наук, Махарова Е. М. – доктора философских наук, Томского И. Е. —  доктора экономических наук, Егорова Н. Е., Волкова Н. Н. —  кандидатов педагогических наук, Федорова Е. В. —  кандидата филологических наук, Алексеева Р. З. —  кандидата медицинских наук,  Тумусова П. Т. —  кандидата экономических наук.

Членами Союза журналистов РФ стали Аммосова Т. П., Васильев Г. Н. Васильев Г. Н. также стал членом Союза писателей России. Известны имена детского поэта Акима Кондратьева, мелодистов Дмитрия Михайлова, Санникова В. И. и др.

Среди выпускников 50 годов, по неполным данным, около 50 заслуженных учителей и работников различных отраслей народного хозяйства, много авторов учебных пособий и учебников, не счесть число отличников просвещения.

Максимова М. Ф.

В материале использованы статья «Кузница педагогических кадров Республики» Аммосовой Т. П. Газета «Октябрь суола», 1982 г. №№123,126, 127, 128; воспоминания выпускников разных лет.

×

Hello!

Click one of our contacts below to chat on WhatsApp

× Центр социально-психологической поддержки.