Белый пеликан — моя путеводная звезда

Белый пеликан - Учитель года3-7 апреля 2002г. состоялся республиканский конкурс “Учитель года”. 23 лучших учителя Республики Саха три дня соревновались в педагогическом поединке.Конкурс был посвящен125-летию памяти А.Е.Кулаковского – первого якутского просветителя и философа. Более чем за 300 лет сложилась династия известных учителей Кулаковских (17 педагогов).

В первый день мы разработали проект воспитательной работы вместе с родителями. В рамках учения «Айыы» я разработала с командой родителей проект «Дьоьун о5о» (Самореализация младшего школьника). В разработке проекта воспитательной концепции мне повезло в том плане, что в те годы инновационную работу в нашем улусе возглавлял к.ф.н. Н.И.Бугаев. Он тогда работал над внедрением новых образовательных технологий в якутскую школу, точнее он работал над реализацией развивающих систем обучения в учебный процесс. Моя воспитательная концепция удалась, благодаря сильному руководителю. Анализ почти тридцатилетнего опыта работы подсказал четкие ориентиры своей концепции.

На второй день в СОШ№ 26 провела урок математики в 3-м классе по технологии Л.Г.Петерсона, где применила разработанные мной дидактические материалы по решению различных типов арифметических задач. Основной формой обучения выбрала – метод КСО.

В этот день защитили свою педагогическую концепцию. Презентация собственной концепции под названием «Школа радости» была представлена как симбиоз технологий Л.Г.Петерсона и Эльконина-Давыдова посредством применения авторских дидактических материалов в рамках якутского этнического материала. На этом уроке доказала возможность применения в начальных классахалгоритмических способов анализа в определении идеи произведения А.Е.Кулаковского «Кырасыабай кыыс». На уроке были использованы мои авторские методические разработки.

Я бесконечно благодарна своей Группе поддержки: мои руководители и коллеги, в том числе мой наставник и методист Анна Николаевна Ильина помогли успешно участвовать на этом престижном конкурсе.

В конце дня были названы 6 финалистов конкурса, среди них назвали и меня. Я была взволнована и приятно удивлена. Если быть честной, у меня было единственное желание — достойно представить свою школу и свой улус.

Настал 3-й решающий день. Финальный мой урок «На родине Ексекулех» перед авторитетной экспертной комиссией я провела в 3-м классе национальной гимназии (учительница Л.П.Шамаева).Красоту якутской природы, её дух я постаралась передать детям посредством чтения с детьми стихов самого Ексекулээх Елексей. Каждое стихотворение раскрывало детямвечность родной природы. Составляя рассказы поавторской книге «Ойуулаах кэпсээннэр» (Рассказы по картинкам) «мы двинулись в поход по прославленной реке Амга», всё это помогло погрузить детей в дух воображаемой атмосферыпрекрасного и вечного. Замысел урока удался.

Подошёл финальный день. Директор ИПКРО А.А.Кычкина озвучила имя победителя. Подзвуки торжественной музыки я долго не могла понять, что это была я. Громкие аплодисменты, море цветов, теплые поздравления коллег — всё это какое-то время привели меня в ступор. И, наконец, я поняла какая ответственность возложена на меня: я должна буду представить свою республику, весь учительский цвет своей родины в на российском конкурсе!

Всё лето готовилась к конкурсу. Мне вновь повезло, со мной в Москву выехала к.п.н., ведущий специалист министерства образования по начальным классам Н.Е.Егорова. Предварительно мы оправили все требуемые документы в АПКРО. Ученый совет АПКРО дал следующую оценку: «Педагогический опыт Светланы Романовны построен на интеграции различных культур… На сегодняшний день выбранный С.Р. Ивановой путь изучения теории   педагогики и психологии, собственный поиск и как результат — наработка и создание своей авторской системы начального  образования детей саха,  имеющих свои  личностные и общенациональные особенности, является более разумным и продуктивным».

Из 76 регионов России собрались лучшие из лучших учителя. На первом этапе провели урок, анализ уроков коллег, защита собственной концепции. Нас разделили на 10 творческих групп. Я попала в группу «Развитие творческих способностей школьников», из 7 участников трое вышли в финал. Победителем этого конкурса стал Игорь Борисович Смирнов, учитель немецкого языка, к.ф.н из Ленинградской области,.

Конкурс дал мне возможность встретиться с известными представителями образования В.М. Филипповым, В.М.Яковлевым,П.Г.Положевцем, В.А.Садовничим, Ш.А.Амонашвили,Э.М.Никитиным, Е.А.Ямбургом и др.

Еще среспубликанского конкурса «Учитель года», в 2002 я привезла с собой символ конкурса – Белого пеликана с птенцами. Этот символ на долгие годы стал талисманом моей любимой работы.

В родной Харбалахской школе была внедрена моя инновационная технология «Уьуйуу». В ней была включена система из трех программ: традиционная система обучения, Программа «Школа 2000…» Л.Г.Петерсон и развивающая система Эльконина-Давыдова (организация учебных занятий по образовательным ситуациям с применением якутского букваря А.П.Колесовой, учебника «Окружающий мир» Г.М.Федорова и др.).

Думаю, результат моей поисковой педагогической работы – это мои авторские учебные пособия, которыми пользуется практически вся якутская начальная школа.  Умный, думающий человек, которому предстоит дальше продвигать наш народ, нашу республику, получится из того ребенка, который владеет родным языком в совершенстве. Эти мысли сподвигнули меня разработке учебных пособий по материалам якутской культуры. Они были изданыпри поддержке министерства образования в издательстве «Бичик», благодаря поддержкеТ.И.Петровой, Е.И.Михайловой, Ф.В.Габышевой, Н.Е.Егоровой.  Им, а также всем моим коллегам, своей семье я благодарна от всей души.

Рецензия от Лутцевой Е. А.Рецензия Учитель года России - 2002

Мастер класс на курсах учителей начальных классов г. Якутск
Мастер класс на курсах учителей начальных классов г. Якутск
На авторских курсах Л. Г. Петерсон
На авторских курсах Л. Г. Петерсон
На защите конкурсного проекта
На защите конкурсного проекта
Почитая традиции и обычаи своего народа...
Почитая традиции и обычаи своего народа…
После конкурсного урока С. Р. Ивановой, г. Москва
После конкурсного урока С. Р. Ивановой, г. Москва
С педагогами-новаторами после конкурса, г. Москва
С педагогами-новаторами после конкурса, г. Москва
Педагогические идеи новаторов: бесценный кладезь новшеств
Педагогические идеи новаторов: бесценный кладезь новшеств
На открытом уроке...
На открытом уроке…
Работа в группе интересна и увлекательна
Работа в группе интересна и увлекательна