30-е годы. За утверждение новой жизни

30-тые годы в истории нашей страны и Якутии отмечены грандиозными событиями позитивного и негативного характера. Советский народ самоотверженно трудился по планам первой, второй и третьей пятилеток, продолжалась ускоренная индустриализация и коллективизация, в ходе которой происходило раскулачивание лучшей части крестьянства.30-тые годы – это также апогей сталинских репрессий. В Якутии продолжалась культурная революция, в рамках которой происходила ликвидация неграмотности взрослого населения, осуществлялось всеобщее семилетнее образование, поселкование, которое до начала Отечественной войны в основном было завершено и т.д.

В декабре 1936 года принята Конституция СССР, которая констатировала, что в СССР в основном построен фундамент социализма.

В связи с расширением сети школ в республике остро не хватало учительских кадров. В вилюйском регионе подготовкой учителей занимались в 20-тых годах: сначала учительская гимназия, школа 2 ступени с педагогическим уклоном, преобразованная в 1922 году в педтехникум, которые занимались в основном в нынешнем здании музея педколледжа (раньше стояло, где сейчас площадь Победы «Тэллэйдээх оскуола»). Наркомпрос ЯАССР выделил средства для строительства нового учебного корпуса педтехникума.

Строительством учебного корпуса непосредственно руководил первый директор педтехникума Петр Васильевич Новиков.

Заготовку строительного леса и его перевозку осуществили сельские жители. П.В.Новикову в этом деле  в качестве переводчика помогал его семилетний сын Евгений, родившийся в г. Вилюйске. Прорабом в строительстве работал старик Уус Сахаарап. Средствами строительства ведал сам директор в качестве распорядителя строительства, денежных средств, бухгалтера и кассира. Большую помощь в строительстве оказали студенты в качестве рабочей силы.

Новоселье состоялось 6 ноября 1932 года. Получилось здание двухэтажное с крышей из кровельного железного листа, с более десятью кабинетами, печным отоплением. По воспоминаниям выпускников тех лет кабинеты нижнего этажа в некоторые годы, когда было мало студентов, использовались под общежитие студентов, дополнительно к печам ставили «буржуйки». Ввод в строй нового учебного корпуса явился знаменательным событием для успешной подготовки учителей в вилюйском регионе. В те годы учились в педтехникуме выпускники семилетних школ Сунтарского, Нюрбинского, Верхневилюйского и Вилюйского районов. Молодежь этих районов считала высшим счастьем учиться в новом здании педтехникума.

В 30-тых годах директорами работали:

  1. Новиков Петр  Васильевич  1922-32гг.;
  2. Кочайцева А.С. 1932-33гг.;
  3. Лукин Яков Иванович 1933-36гг.;
  4. Эверстов Гаврил Ионович 1936-39гг.;
  5. Иванов Николай Афанасьевич 1939-40гг.

В воспоминаниях студентов особо душевно подчеркивается плодотворная деятельность П.В.Новикова и Г.И.Эверстова.

П.В.Новиков, выпускник Архангельской духовной семинарии. Приехал в г. Вилюйск в1916 г. и назначен директором учительской гимназии, потом школы 2 ступени с педагогическим уклоном, преобразованной в педтехникум. Эрудированный, высоконравственный, из-за нехватки преподавателей вел многие предметы. Даже  в субботние и воскресные дни Новиков П.В. всегда находился среди студентов, участвуя в спортивных играх, в клубе читал лекции среди городского населения на разные темы. По большим праздникам в клубе города устраивались концерты, где басом исполнял русские песни. Своими широкими знаниями, чистой совестью, человечностью, высокой работоспособностью он пользовался любовью всех студентов.

Многие преподаватели педтехникума были из других регионов СССР. Завуч  Исай Иосифович Файнбаум преподавал педагогику и ее историю. «Эти предметы до последней подробности были у него  в голове. Завоевывал он нас своим красноречием и ораторской дикцией», — пишет в своих воспоминаниях Прокопий Степанович Прокопьев, выпускник1938 г.

Франс Михайлович Шимкунас преподавал физкультуру, вел всю спортивно – массовую работу. Под его руководством здание бывшей церкви (бывшая контора почты) преоборудовали в физзал. Спортивный инвентарь он приобретал за свои деньги в других местах. Соорудили спортплощадку на месте нынешней площади Победы. Там проводились спортивные мероприятия по футболу, волейболу, национальным видам спорта и др. Весной на протоке устраивал каток. Сам Шимкунас Ф.М.был хорошим футболистом, конькобежцем, лыжником, учил ребят французкой борьбе.

В 1932-33 уч.гг. и 1933-34 уч.гг преподавателем якутского языка работал Федор Григорьевич Винокуров – Даадар, молодой человек, ему было тогда 21 год. Организовал литературный кружок. В кружок ходили не только студенты, но и учащиеся 7 класса и некоторые работники госучреждений города. Будущий писатель Никифор Кирикович Седалищев – Дьуогэ Ааныстыырап был активным членом кружка. Все кружковцы старались писать стихи, инсценировки, которые разбирались на сходках кружка, передавались по местному радио. Кружковцы были активными участниками городской художественной самодеятельности: ставили свои сочиненные инсценировки, пьесы писателей П.А.Ойунского, Кундэ, Бэс Дьарааhын, Чиряева.

Даадар в г. Якутске издал сборник стихов «Кыайыы кыымнара», написанных кружковцами. В этом сборнике был напечатан первый рассказ Н.К.Седалищева.

В течение тридцатых годов в педтехникуме училась талантливая молодежь по якутскому языку и литературе: П.Н.Тобуроков, А.К.Сивцев, Н.А.Кондаков, Н.Васильев, Г.Р.Кардашевскай, Г.К.Боескоров, И.И. Михайлов и другие.

Петр Гаврильевич Григорьев преподавал педагогику. Любую тему преподносил очень интересно, поэтому студенты слушали его очень внимательно. Считался лучшим методистом Якутии, выпустил букварь.

Теплыми словами отмечают в воспоминаниях выпускники разных лет о своих преподавателях: Иван Семенович Буслаев – учитель математики и физики; Суханов – история; Петр Хрисанфович Староватов – минералогия; Сосин – биология; Губарь и Арш – русский язык; А.Н.Николаев – якутский язык и др.

Илья Степанович Попов – заведующий базовой школой, замечательный учитель и методист. Геннадий Семенович Донской  в воспоминаниях пишет, что «…его уроки в 1 классе мы слушали и смотрели, затаив дыхание. Я и после окончания, будучи инспектором РОНО, с удовольствием посещал его уроки. Его манера говорить с учащимися, голос, добрая и хитроватая улыбка – были атрибутами его мастерства. Он ими владел в совершенстве, класс был так хорошо налаженный, сыгранный оркестр, а он талантливый дирижер».

1933-36 уч.г. преподавателем педагогики и педологии работал Степан Спиридонович Гурьев, будущий директор ВПУ в 1950-58 гг. Его лекции были интересными, четкими, каждый вопрос был точно сформулирован и закончен. Записывать было одно удовольствие (Г.С.Донской). В указанное время он исполнял обязанности директора и завуча, что видно из воспоминаний.

В педтехникуме минералогию в начале 30-х годов преподавал П.Х.Староватов,  он  стоял у истоков краеведения в Якутии, провел большую геолого-краеведческую работу по изучению природных ресурсов Вилюйского бассейна. Автор свыше 50-ти работ, в1917 г. организовал в г. Вилюйске краеведческий музей. Он является педагогом – сподвижником, который стоял у истоков основания советской массовой общеобразовательной школы, участник гражданской войны.

Педагогическая и общественная деятельность П.Х.Староватова получило общесоюзное признание: постановлением Президиума ВЦИК В1932 г. ему присвоено высокое звание Героя Труда.

В тридцатые годы учебная база, в общем, была бедная. Несмотря на это, внедрялась кабинетная система обучения. Особенно выделялся кабинет естествознания, где был большой набор оборудования, приборов, реактивов. Проводилась еще тогда опытническая работа студентов над животными и растениями. При кабинете естествознания был создан учебно-опытный, агробиологический участок у дома Ф.И.Шимкунаса, преподавателя естествознания, химии и физкультуры.

Как вспоминает Георгий Евдокимович Бессонов, студенты проводили на этом участке опыты с растениями. Это положительно подействовало на него, когда начал работать творчески в школе. «Педтехникум помог мне всегда быть с пионерами и комсомольцами, возглавляя их работу за 40 лет педтруда, мне удалось вместе с ними создать в 1935 году первый в республике школьный уголок живой природы.… В1936 г. создали первый в республике пришкольный учебно-опытный участок, в последствии превращенный в ботанический сад на 36 гектарах…»

Труд Г.Е.Бессонова был высоко оценен: Заслуженный учитель школы ЯАССР, РСФСР, награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени, многими медалями, присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Педтехникум для заготовки и подвоза дров, сена, воды держал около десятка лошадей с двумя конюхами, которые круглогодично обеспечивали хозяйственные нужды педтехникума, преподавателей и других работников.

В педтехникуме хорошо работала первичная комсомольская организация. Комсомольцы принимали активное участие в пионерской работе, работали культармейцами по ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения, работали агитаторами, выезжали в села по проведению массовых народно-хозяйственных кампаний по составлению годовых производственных планов колхозов, работали уполномоченными колхоз-секции по организации обмолота зерна и распределению доходов колхозов. Принимали участие в работе по созданию избачитален, библиотек, по отделению хотонов от изб. Принимали активное участие в работе по проведению культурной революции и коллективизации сельского хозяйства. В то время все политические мероприятия, особенно в наслегах, проводились в условиях ожесточенной классовой борьбы. Среди студентов на высоком уровне стояла критика и самокритика. В воспоминаниях Михаила Дмитриевича Капустина, впоследствии заслуженного работника культуры, описан такой случай. Преподаватель химии Бигелев в вопросах ленинизма высказывал противоречивые мнения с уклоном к троцкизму. Против этого прямо на уроках выступали студенты, особенно выделялся М.Н.Семенов, впоследствии партийный работник областного масштаба. По вопросам якутской литературы часто проходили собрания. Однажды Аким Дмитриев (Суурэр Сындыыс) на районной газете «Колхоз суола» напечатал песню «Ураанньык». Это расценили как восхваление кулацкой лошади, а А.Дмитриева – человеком, потерявшим классовую бдительность.

Благодаря большому размаху работы комсомольской организации дисциплина студентов была сознательной и крепкой. Под руководством комсомольской организации с успехом работал студпрофком.

Каждый студент был членом профсоюза. Среди студентов проводилась большая политико-воспитательная  работа, на высоком уровне находилась физкультурно-спортивная работа, работали секции гимнастов, футболистов, волейболистов, конькобежцев, работал литературный кружок, в котором занимались будущие писатели и поэты: Дьуогэ Ааныстыырап, Петр Тобуроков. Из воспоминаний Прокопьева Прокопия Степановича, учителя Ботулунской средней школы В-Вилюйского района: «…Учительница литературы Мария Алексеевна Арш однажды принесла на урок (тогда мы были во 2 курсе) тетрадь студента 3 курса Тобурокова Петра и прочитала его сочинение. Действительно сочинение П.Тобурокова было написано прекрасно.Описывалась наша якутская весенняя природа яркими красочными выражениями. Прочитав, она заплакала, и от умиления воскликнула: «О, он будет большим человеком, замечательным писателем!» Так и получилось! Петр Николаевич Тобуроков – народный поэт Якутии».

Литературный кружок выпускал альманах. Стихи студентов печатались на страницах райгазеты «Колхоз суола». Больше печатались стихи Петра Тобурокова и Саввы Федорова. Работал политкружок, часто на разные темы проводились теоретические конференции, подготовленные студенты принимали участие на городских конференциях, проводимых парткабинетом райкома партии.

В тридцатых годах быт студентов был неналаженный. Общежития для них не было. В некоторые годы, когда было мало студентов, жили на первом этаже, многие снимали углы у горожан. Столовой тоже не было, ходили в городскую столовую. Хлеб продавался по карточке – 400гр. на человека в день. Продукты получали от родителей  – лепешки, масло, мясо. На первом этаже была единственная плита, где готовили еду по очереди. Учебников не хватало, одалживали друг у друга. Одевались кое-как…

Состав студентов был разнообразный: были семейные, взрослые, работавшие учителями по 4-5 лет, даже пионеры. Несмотря на такую разномерность, неустроенность быта учебные группы были очень дружными без ссор, не унывали.

Характерной чертой поколения студентов тридцатых годов было горячее стремление к знаниям, ранняя общественная зрелость, самостоятельность, чувство высокого патриотизма. К этому учили преподаватели самостоятельно добывать знания, анализировать свою работу, исправлять ошибки.

В тридцатых годах в педтехникуме учились многие известные именитые  люди Якутии:

Кондаков Николай Алексеевич — Герой Советского Союза, заслуженный работник культуры ЯАССР, учитель, боевой офицер, член Союза журналистов СССР, Почетный радист СССР; Бессонов Георгий Евдокомович — Герой Социалистического Труда, заслуженный учитель ЯАССР и школы РСФСР, заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени; Тобуроков Петр Николаевич — народный поэт ЯАССР, отличник народного просвещения РСФСР, кавалер орденов Великой Отечественной войны 2 степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалей; Золотарев Николай Гаврилович-Якутский — народный писатель РС (Я), кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета»;

Сюльский С.С.– Министр Просвещения ЯАССР; Попов И.Г.– ректор ЯГУ; Романов Н.С.– проректор пединститута, кандидат исторических наук; Седалищев Н.К. (Дь.Ааныстыырап) – писатель.

Многие стали заслуженными учителями школ ЯАССР, РСФСР, кавалерами орденов:

—         Алексеев Иван Николаевич – кавалер ордена Отечественной войны 1 степени, основоположник династии учителей в В-Вилюйском районе;

—         Алексеев Яков Иванович– Заслуженный учитель ЯАССР из Сунтарского района;

—         Донской Геннадий Семенович– заслуженный учитель ЯАССР из г. Вилюйска;

—         Егоров Михаил Софронович– заслуженный учитель ЯАССР, кавалер орденов «Знак почета», «Красной Звезды», Октябрьской революции из Нюрбинского района;

—         Игнатьев Иван Степанович – заслуженный учитель ЯАССР, РСФСР, кавалер орденов Красной Звезды, Славы 2 степени, Отечественной войны 1 степени из Сунтарского района;

—         Кардашевский Георгий Романович – отличник народного просвещения, кандидат филологических наук;

—         Корякин Константин Евгеньевич – заслуженный учитель ЯАССР, кавалер ордена Ленина и боевых орденов, отличник народного просвещения;

—         Кугаевский Андрей Леонидович – заслуженный учитель ЯАССР, отличник просвещения ЯАССР;

—         Кугаевская Тамара Леонидовна – заслуженный учитель  РСФСР, ЯАССР, отличник народного просвещения, кавалер ордена «Знак Почета»;

—         Бубякин Федор Митрофанович – заслуженный учитель ЯАССР, кавалер ордена «Знак Почета» из г. Вилюйска;

—         Кюндяйцев Михаил Никифорович – заслуженный учитель ЯАССР из Сунтарского улуса;

—         Сивцев Гаврил Федотович — заслуженный учитель ЯАССР, отличник народного просвещения;

—         Еремисов Николай Семенович – заслуженный учитель ЯАССР, кавалер ордена «Знак Почета»;

—         Иванов Николай Иннокентьевич —  заслуженный учитель ЯАССР, отличник народного просвещения;

—         Томская Елизавета Ивановна — заслуженный учитель ЯАССР;

—         Чиряева Вера Георгиевна — заслуженный учитель ЯАССР;

Многие выпускники стали отличниками народного просвещения советско-партийными работниками, хозяйственными руководителями и продолжили свое образование в вузах.

В тридцатых годах окончили педтехникум 205 выпускников:

Выпускники в основном распределены по своим районам, откуда они приехали – в Сунтарский, Нюрбинский, В – Вилюйский, Вилюйский районы. Школы этих районов пополнились молодыми энтузиастами – патриотами не только народного просвещения, но всей социально-политической и культурной жизни того периода.

Тюляхов С.Т.

×

Hello!

Click one of our contacts below to chat on WhatsApp

× Центр социально-психологической поддержки.